Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Сорок Ломоносовых в одном месте

Памятник Ломоносову, установленный в 1986 году на пересечении Менделеевской линии и Университетской набережной: Ломоносов тут направляет восторженный взгляд куда-то вдаль, и даже листы бумаги, забытые, падают с его колен. Это должно вдохновлять студентов Университета и сотрудников Академии наук, спешащих к своим штудиям.

Об истории создания памятника рассказывает выставка, открывшаяся в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры, — «Разумом и науками превосходному».

Это странная картина: зал, полный Ломоносовых. Здесь их более сорока. Посередине стоит длинный стол. На нем — Ломоносовы: бюсты и ростовые скульптуры. Огромные головы в буклях. Совсем маленькие Ломоносовы, у которых не различить лица. Ломоносовы со знакомыми широкими чертами. Ломоносовы почему-то монголоидного вида. Михайлы Васильевичи в сюртуках, без оных, в рабочих фартуках, опирающиеся на свои инструменты. Ломоносов, сидящий горделиво, как Цезарь, — без всяких атрибутов. Ломоносов с ехидным, почти ленинским прищуром. Глаза разбегаются.

Все эти экспонаты уже выставлялись, но в разных местах и по одному. Фото: Натальи ЧАЙКИ

— Все эти экспонаты, собранные из фондов музея и мастерских скульпторов, уже, конечно, выставлялись, — объясняет мне ведущий научный сотрудник музея Анна Помитун. — Но уникальность тут все равно присутствует: когда еще увидишь их все в одном зале? И труженик, и мыслитель, и просветитель. Триста лет все-таки один раз бывает...

А сама история создания монумента оказалась более драматичной, чем можно было предположить. Она затянулась на 20 с лишним лет. 1-й и 2-й туры конкурса состоялись в 1960 году. Был определен победитель: скульптура М. Р. Габе, Л. М. Торича и П. А. Якимовича. Этот Ломоносов — даже не выходец из народа, а крепко укоренившийся в нем демиург. В фартуке, с армиллярной сферой — он будто бы готов прямо сейчас без особых трудностей создать вселенную-другую.

Проект был отвергнут экспертной комиссией Министерства культуры в последний момент, перед отливкой, в 1980 году.

Что случилось? Изменилось даже не отношение к Ломоносову, а сама атмосфера: народный герой 60-х просто оказался неактуален.

Модели, выставленные на 3-м и 4-м турах (тут участвовали знаменитые Аникушин и Стамов), совершенно другие: никакого фартука. Ломоносов в парике и камзоле, изящно, как на балу, отставивший ногу, похож больше на опытного царедворца. Победил, пожалуй, компромиссный вариант скульпторов Свешникова и Петрова: не мастеровой, но и не вельможа. Просто ученый — без парика, с залысинами и в несколько съехавшем набок камзоле.

 

Федор ДУБШАН
↑ Наверх