«Сошла со облаков жена…»
Картина Дмитрия Левицкого «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» была написана 230 лет назад
У каждого произведения искусства — своя судьба, свои почитатели и критики. Но совсем немногие из них удостоились внимания поэтов и уж тем более — поэтического описания.
А вот с этой картиной Левицкого связаны имена даже двух поэтов. Сначала на ее создание вдохновил художника его друг — Николай Львов, архитектор, график, переводчик, музыкант и — конечно же — поэт! А уже когда картина была написана, ее описал в своей оде «Видение Мурзы» Гавриил Романович Державин:
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена,
Сошла и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
Над ней серебряной волной…
Парадный портрет императрицы Екатерины Второй «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» имел огромный успех. Современники увидели в портрете образ просвещенного монарха, ведь и все аллегории картины говорили об этом. Алтарь, на который указывает Екатерина, как бы символизировал ее стремление сжечь себя на алтаре служения Отечеству. Над Екатериной возвышалась статуя Правосудия, а у ног располагался орел — символ мудрости и божественной власти...
Наш конкурс
«Плантомания — Plantomania» — под таким девизом с 7 по 16 июня в Михайловском саду Русского музея пройдет выставка-конкурс садово-паркового искусства
VI Международного фестиваля «Императорские сады России». Это название связано с увлечением императрицы Екатерины Великой, именно так называвшей свою любовь к садоводству. И конкурс наш, победители которого получат пригласительные билеты на торжественное открытие фестиваля, — также связан с садом.
«…Марья Ивановна пошла около прекрасного луга... Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, с своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
Наверное, многие узнают эту цитату из последней главы повести Пушкина «Капитанская дочка». Но возможно, далеко не все знают, что поэт в своем романе описал российскую императрицу такой, какой она изображена на картине Владимира Боровиковского.
Вопрос:
В каком парке или саду изобразил Боровиковский Екатерину Вторую:
1. В Летнем саду;
2. В Царскосельском парке;
3. В парке Петергофа.
Ответ на вопрос предыдущего конкурса: виселицы.
«Они стояли через каждые пять верст от Петербурга до Ладоги и по обоим берегам Финского залива. Но поскольку нигде не сохранилось свидетельств о том, что столь радикальный метод защиты лесов от вырубки реально применялся, то, наверно, страшная картина виселиц, употреблявшихся по назначению, — это опять миф», — пишет постоянная участница нашего конкурса Ася Лернер.
Мы благодарим всех за внимание к нашему конкурсу и просим присылать ответы на электронный адрес: arsenevaz@mail.ru
Победители конкурса получат один из каталогов Русского музея, а тот участник, который первым пришлет правильный ответ на данный вопрос, — еще и приглашение на торжественное открытие фестиваля «Императорские сады России».
Подготовила Наталья Крылова
Метки: Конкурсы Живопись Истоки
Важно: Правила перепоста материалов