«Совершали они это дело с целью провокаций...»
«Вечёрка» изучила обнародованные Министерством обороны документы о преступлениях украинских националистов во время Великой Отечественной войны
На сайте МО РФ некоторое время назад появилось несколько записок и спецобращений 70-летней давности, с которых сняли гриф секретности. «Деятельность Организации украинских националистов (ОУН) и ее вооруженного формирования — повстанческой армии (УПА) в последнее время активно изучается, — поясняется на интернет-ресурсе. — В целях недопущения фальсификации исторической правды мы обратили особое внимание на сюжеты, вызывающие наиболее острые споры, связанные с отсутствием в открытом доступе достоверных документальных источников».
Из дезертиров и националистов
Пять документов. Четырнадцать тетрадных страничек. Не много. И информация в них, прямо скажем, негромкая. Сухая статистика без сенсаций. Впрочем, и этого достаточно, чтобы лишний раз назвать вещи своими именами.
«По агентурным данным, германское командование проводит ряд мероприятий по созданию на оккупированной территории «украинской армии», — говорится в одном сообщении, датированном 1942 годом. — В Полтавской и Черниговской областях производится учет украинцев в возрасте от 16 до 50 лет. Создаются специальные школы».
О чем эти строки? В первую очередь о том, что будущее бандеровское войско формировалось при помощи немцев. Это было искусственно взращенное «народное» движение.
Налицо тут и явные параллели с нынешней ситуацией на Украине, где активно и, вероятно, так же «независимо» формируются многочисленные отряды ультраправых боевиков.
«Наряду с этим германские власти приступили к формированию карательных отрядов из украинцев, — следует дальше. — В каждом таком отряде от 250 до 400 человек. Они вооружены русскими винтовками, одеты в красноармейские шинели без петлиц и носят на правом рукаве треугольник желто-голубого цвета. В основном эти отряды набираются из дезертиров и националистов...»
Это к вопросу, кто составлял цвет новой украинской власти.
«Восточников уничтожать вместе с семьями…»
О жестокостях бандеровцев сегодня известно много. О том, что именно они сожгли Хатынь вместе со 149 жителями и сотни других белорусских деревень. Или о том, что, например, любимой их забавой было разрезать на части двуручной пилой пойманного красноармейца или просто «сочувствующего Советам», будь то ребенок или женщина. Сначала отпиливались кисти рук, ноги, потом рассекали надвое туловище. В таких зверствах, которые выполнялись буднично, с шутками и прибаутками, не замечены были ни другие союзники Гитлера, ни сами немцы.
Однако беспощадными националисты были и по отношению к своим, даже не имеющим грехов за душой соотечественникам.
«28 марта 1944 года в 7 утра в село Ново-Брикуля Струсовского района Тернопольской области пришли бандеровцы, переодетые в красноармейскую форму, — сообщают авторы очередного рассекреченного документа. — Окружили и начали собирать людей на работу. Собрав на южной части села, расстреляли 115 человек. Совершили они это преступное дело с целью провокаций и желания стравить мирных жителей с Красной Армией».
В письме — с десяток подписей местных жителей. Большинство — украинские: Водовиз, Бойчку, Присевок.
И снова, хочешь не хочешь, напрашиваются аналогии с майдановскими (в данном случае — снайперскими) акциями.
А вот какие меры предпринимаются в отношении «восточников», проживающих на Западной Украине:
«В селе Щенятын бандеровцы расстреляли 87 человек бывших советских активистов и украинцев из восточных областей. Массовые террористические акты на местах осуществляются согласно указанию ОУН, в котором говорится: «В связи с продвижением Красной Армии на запад и выходом советских партизан на Волынь и Галицию — уничтожать семьи восточников и бывших советских служащих и активистов».
Привет от батьки Ковпака
Действиям партизан также посвящено несколько документов. Заметим, что на Украине во время войны воевали около 2100 партизанских отрядов и 1800 партизанских групп. Большинство участников этих соединений были украинцы. Причем как восточные, так и западные! А самыми крупными фигурами советского партизанского движения, если вспомнить историю, были именно урожденные малороссы — полтавчанин батька Ковпак и западенец-винничанин Петр Вершигора.
«Рейды украинских партизан по тылам противника в западных областях Украины, а также быстрое продвижение на запад частей Красной Армии внесли растерянность в ряды ОУН и УПА», — говорится в одном источнике.
«На партизанский отряд соединения Гравчака бандеровцы организовали внезапное нападение. В результате боя партизаны потеряли убитыми 2 человек, ранеными 4 человек. Бандеровцев убито 14, взято в плен 16», — сообщается в другом.
«Партизанский отряд под командованием Картузова более 6 часов вел бои с крупным отрядом бандеровцев. В результате бандеровцы были рассеяны, потеряв убитыми 13 человек и плененными 17 человек. Трофеи партизан — 2 ручных пулемета, 1 автомат, 34 винтовки, 5 пистолетов», — констатируется в третьем.
Николай Егорович
Сколько еще хранится документов о деяниях националистов в государственном архиве — остается догадываться. И сколько подробностей человеческой жестокости и беспринципности они скрывают…
Закончить это описание хотелось бы выдержкой из другого источника. Современного. Несколько лет назад писатель Захар Прилепин написал эссе «Николай Егорыч, пулеметчик», где рассказал о своем деде — ветеране Великой Отечественной войны, участнике Сталинградской битвы, форсирования Днепра.
«Победу он встретил в Венгрии, — пишет Прилепин, — что, впрочем, завершения войны для него вовсе не означало. Отчего-то дед пробыл в действующей армии аж до 1947 года и последующие полтора года провел на Западной Украине. К немцам дед, надо сказать, отчего-то относился равнодушно, но вот «бандеровец» у него всегда было слово ругательным. Однако ж о том, что творилось на Украине, дед как-то не говорил. Будто брезговал...»