Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Советую, но не заставляю…

До 30 сентября галерея «Стекло. Росвуздизайн» приглашает на выставку творческой мастерской скульптора Григория Ястребенецкого

Работы народного художника России Григория Ястребенецкого хорошо знакомы петербуржцам: он — автор памятников Димитру Благоеву, Адаму Мицкевичу, Галине Старовойтовой в Санкт-Петербурге, Антону Рубинштейну в Петергофе, мемориальных досок Леониду Собинову, Льву Толстому, Сергею Витте, Дмитрию Лихачеву, Леониду Утесову, Михаилу Дудину и другим. Известен он и по всему бывшему СССР — как автор мемориалов, посвященных войне. Григорий Данилович — сам фронтовик, и в книге-автобиографии «Интервью автора с самим собой» немало страниц — о жизни в окопах.

Григорий Ястребенецкий.Евгений Лебедев в роли холстомера. 2005. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ

Со многими портретируемыми скульп-тора Ястребенецкого связывает (или связывала) дружба — например, с Юрием Темиркановым, портрет которого можно увидеть на выставке. А небольшая скульптура «Евгений Лебедев в роли Холстомера» — не просто статуэтка: это приз, которым награждают лауреатов Национальной театральной премии им. Евгения Лебедева. «Я был знаком с Евгением Лебедевым, мы часто встречались, и сейчас я поддерживаю отношения с его вдовой Натэлой Товстоноговой. Евгений Алексеевич сам лепил интересные вещи, они у него дома хранятся», — рассказывает Григорий Данилович.

На выставке — работы не только академика Ястребенецкого, но и его учеников; многие из них — авторы памятников, и не только в России. Понятно, монументы в галерее не выставишь, их заменяют фотографии. А работы для выставки выбирались камерные: много забавных животных — монументальная собаколошадь «Нора Василеостровская» Ирины Фирстовой, лохматая грустная «Одинокая» (просто собака) Евгения Буркова, жилистый «Японский петух» Янины Анцулевич. «Сальвадор Дали» Матвея Макушкина — своеобразный парный портрет: над головой художника — нимб, увенчанный головой Галы, его супруги и музы.

Янина Анцулевич. Японский петух. 2010. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ

«Я присутствую на защите дипломов в академии; к сожалению, могу пригласить в мастерскую только пять человек из каждого выпуска — таковы правила, а талантливых выпускников гораздо больше», — объясняет Григорий Данилович. На вопрос, случаются ли споры, творческие разногласия с учениками, отвечает: «Конечно, я им часто что-то советую, но никогда не заставляю непременно следовать моим советам. Воспользуются — приятно, сделают по-своему — тоже не обижаюсь. Они — взрослые, сложившиеся художники, наследники петербургской академической школы скульптуры. Академия дает такую подготовку, получив которую человек потом может делать все, что захочет: он не будет стеснен отсутствием каких-то умений».

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх