Современное искусство — это про всех, от бабушек до метеоритов
В Петербурге открылся очередной, XIII фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». В нем участвуют 20 художников из России, Германии и Великобритании
Фестиваль тринадцатый, но фактически ему пятнадцать лет, напомнила Елена Коловская, директор фонда «ПроАрте». Два раза были пропуски. В любом случае фестиваль уже сделался традиционным городским событием, который поддерживается городским комитетом по культуре, Министерством культуры РФ и Фондом Михаила Прохорова. Куратор фестиваля Алиса Прудникова.
— И мы все время осуществляли одну идею: соединяли современное искусство и традиционный музей, — продолжила Елена Федоровна. — Но не может одна идея существовать столько лет неизменно. В этом году мы обновили наш формат. Будет много нового.
Стало известно, например, что фестиваль решили сделать компактным: он весь будет локализован на Васильевском острове. Между шестью музеями и центральной площадкой фестиваля не такое уж большое расстояние — можно спокойно гулять между музеями пешком.
Концептуальным единством фестиваля теперь озаботился специально приглашенный куратор. В этом году им стала Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Она же предложила тему фестиваля: «Гиперлокал: большие открытия».
На боевых постах при фестивальных объектах впервые расположились так называемые арт-медиаторы. Это специально подготовленные молодые люди, имеющие уже опыт работы на недавно прошедшей «Манифесте». Они, говорят организаторы, совсем не похожи на привычных экскурсоводов a la «Посмотрите налево». Ведут они не экскурсии, а дискуссии с посетителями, вместе с ними раздумывая над значением представленных работ.
Никакая инсталляция не сможет затмить скелет динозавра.
А для тех, кому не захочется живого общения, фестиваль подготовил электронного гида. Его можно скачать на телефон и слушать в наушниках пояснения к увиденному.
Организаторы решили, что на фестивале современного искусства важно не только себя показать, но и людей посмотреть. В этом им помогут приглашенные социологи из ВШЭ, которые будут опрашивать посетителей и по завершении фестиваля (а он продлится месяц) охарактеризуют среднего человека, заинтересовавшегося современным искусством.
С другой стороны, может быть, печальной станет еще одна новость, которую сообщила Елена Коловская: фестиваль переходит в формат биеннале. Новая встреча состоится только в 2017 году, и также будет сосредоточена в одном районе города — организаторы предполагают в следующий раз сделать ареной совриска Петроградскую сторону.
Такая перемена в режиме, объяснили организаторы, — вынужденная.
— Вместе с комитетом по культуре мы создаем сейчас и другой проект — фестиваль дизайна, — рассказала Елена Коловская. — Это совершенно новая идея, позволяющая посмотреть на музей еще с одной стороны. А поскольку нашими фестивалями занимаются всего человек десять, работающие в «ПроАрте», успеть в один год организовать два гигантских городских фестиваля совершенно нереально.
Душа ледокола и судьба художниц
Впрочем, пока что мы можем сосредоточиться на фестивале этого года. Открылся он 26 сентября в творческом кластере «Артмуза» на 13-й линии В. О., 70 — 72. Показали перформанс группы «Север-7» и центральную выставку фестиваля. Особенно интересно, пожалуй, взглянуть на инсталляцию екатеринбургского художника Владимира Селезнева «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям». Художник пообщался со смотрительницами — теми самыми «строгими бабушками», которых мы либо не замечаем, либо побаиваемся и которые даже вынесены на логотип фестиваля как символ «Традиционного музея». Он узнал, что они думают об искусстве. И даже вдохновил представить публике их собственные работы.
— Раньше они рассматривались как объекты, как приложение к музейным экспонатам, — говорит художник. — Мне захотелось, чтобы они поняли, что современное искусство — это про всех, про нас и про них тоже.
Художники попытались разобраться в «женской» истории Академии художеств.
Кое-что уже можно сказать и о других музеях-участниках.
Ледокол «Красин» разместил у себя инсталляцию московского художника Дмитрия Морозова (известного под псевдонимом ::vtol::).
— Музей у нас консервативный, коллектив достаточно возрастной, и не было особого энтузиазма по поводу участия, — говорит сотрудник музея Маргарита Емелина. — Судно было как бы погружено в сон. Но после встречи с художником даже наши скептически настроенные коллеги заинтересовались, почувствовали, словно что-то начало работать по-новому.
Морозов концентрируется на технологических жанрах — и здесь, в недрах машинного отделения, поместилась инсталляция из качающихся отвесов и вентиляторов, из музыки, соединяющейся с гулом генераторов, — «Симфония ветров и маятников». Правда, увидеть это получится не у всех: в машинное отделение разрешен доступ детям старше 14 лет, а из-за крутых металлических трапов запрещен вход на высоких каблуках. Экскурсия в машинное отделение — строго по предварительной записи.
В Академии художеств поместился проект петербуржцев Марии Годованной, Ярослава Воловода и Яны Михалиной. «Она. Звание художника» — это одновременно инсталляция и феминистское исследование. Художники попытались разобраться в «женской» истории академии. Почему среди известных выпускников и среди преподавателей мастерских нет женщин? Как менялось отношение к художницам? Авторы сделали огромное количество интервью с сотрудниками академии — их можно будет услышать, дополнили это подборкой неизвестных работ художниц, хранившихся в запасниках академии, а на потолке зала организовали видеопроекцию.
— Мне хотелось разобраться, как это получилось, что за двести лет не появилось ни одной художницы, которой академия могла бы гордиться, — говорит Мария Годованная.
А в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. академика Чернышева развернулся проект космического, можно сказать, масштаба. Немецкая художница Агнес Мейер-Брандис устроила тут трансляцию из «Большой метеоритной ловушки», которая якобы расположилась где-то к северу от Питера. У Агнес уже есть опыт организации подобных устройств: до этого «ловушки» были установлены в Екатеринбурге и в Марокко. Верить или нет, что метеорит упадет прямо в место, предсказанное художницей, — дело посетителей. Во всяком случае они смогут рассмотреть вполне настоящие метеориты из коллекции музея, да и вообще узнать о геологии что-нибудь новое.
Кроме того, в фестивале участвуют Музей современных искусств имени Дягилева (выставка молодых петербургских художников), в Центральном музее почвоведения можно посмотреть инсталляцию британца Саймона Фудживары «Роскошные чудовища», а в Музее-квартире Архипа Ивановича Куинджи — проект «Музей в себе».
Наконец, не забыли и о детях. В Геологоразведочном музее, в Музее почвоведения, в Академии художеств и в Музее-квартире Куинджи пройдет специальная программа для детей: квест, за победу в котором полагаются призы.
Метки: Музейное дело Выставки
Важно: Правила перепоста материалов