Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Современные стандарты — это лечение в четыре руки»

Чем частные стоматологии лучше государственных?

В номере за 31 октября «Вечёрка» рассказала о неприятных и даже опасных сюрпризах, которые могут подстерегать пациента в частных клиниках (ортопедических и неврологических центрах), в частности — шарлатанстве врачей, выкачивании денег, подлогах, манипуляциях. Наш сегодняшний собеседник — врач-стоматолог с 15-летним стажем, поработавшая как в государственных, так и частных структурах. В отличие от предыдущего разговора, где мы постарались указать именно на больные точки частной медицины, на этот раз мы сфокусируемся на конструктивной позиции — плюсы и минусы рынка коммерческой стоматологии. Как и в первый раз, настоящее имя нашего собеседника мы не указываем.


— Мария, коммерческий рынок стоматологических услуг сегодня обширен: едва ли не в каждом дворе крупного дома располагается клиника. Насколько это оправданно и насколько вообще стоит доверять частным фирмам? Не лучше ли пользоваться старым и испытанным способом — государственной поликлиникой?
— Двадцать лет назад, когда к нам хлынул поток современной информации, передовых материалов, стало совершенно очевидно: мы отстали от наших западных коллег на два-три десятка лет. Сейчас это отставание ликвидировано или сведено к минимуму именно в коммерческой сфере. А в государственной, к сожалению, во многом остается прежним. Впрочем, если мы говорим о коммерческой медицине, то нужно понимать, что и государственная сегодня превратилась в коммерческую: за любой качественный материал или услугу в городской больнице приходится платить.

— Если говорить о частных фирмах — как выбрать, как разобраться в этом многообразии?
— Частный рынок условно можно разделить на три сегмента. Крупные. Мелкие. И так сказать, временно-ситуационные клиники или кабинеты. Крупные — это те компании, которые работают много лет, имеют минимум 5 — 7 филиалов. Такие фирмы действительно стараются придерживаться высоких европейских стандартов. Они заинтересованы в этом: во-первых, это имя, во-вторых, конкурентоспособность. В таких клиниках тщательно подбирают сотрудников, а также регулярно повышают их квалификацию. Устраиваются консилиумы. Стараются использовать лучшие материалы. Дают пациенту обязательную гарантию на лечение: если у вас возник рецидив, даже спустя несколько лет после посещения вас обязаны вылечить. И именно эти клиники, замечу, наиболее тщательно проверяются надзорными органами, что тоже добавляет гарантий.

— Крупным, судя по вашей оценке, можно доверять. А как с мелкими?
— Мелкие фирмы — это те, которые имеют один, редко два-три филиала. Насчет их какого-то общего правила нет: каков хозяин, такова и компания. Есть просто бизнесмены, которые открывают предприятие с целью заработка. Но к чему это иногда приводит? Хозяин не разбирается в специфике, не стремится закупать качественное оборудование, материалы. Врачами в таких фирмах нередко становятся доктора весьма посредственного уровня. Такой же набирается штат. Не всегда поддерживается необходимый уровень документации, и после неудачного лечения в такой клинике очень трудно отстоять свои права. С другой стороны, небольшие фирмы открывают и специалисты высокого уровня, и здесь вы получите очень хорошее лечение. Так или иначе, прежде чем обратиться в такую компанию, нужно десять раз подумать и проверить.

— И наконец, третий вариант…
— Есть такой вариант, как временно арендованные стоматологические клиники, кабинеты и даже кресла. На час, два, на неделю. Допустим, люди открыли клинику, а вести бизнес не могут и сдают ее в аренду. И стоматологи из других частных фирм или государственных поликлиник неофициально подрабатывают в них. А также нередко переманивают клиентов: «Приходите, я вам сделаю так же хорошо, но подешевле!» Но вот вопрос: что это будет за лечение? Если это «подешевле», то и материалы такой врач купит дешевые. И со стерилизацией здесь может быть не все благополучно и так далее. Никто тут ни за что не отвечает. Это неофициальные отношения в чистом виде — ты мне, я тебе. В то время как в официальной компании вы не получите лечения до тех пор, пока не предоставите паспорт, не оформите карточку, не заполните анкету о своем состоянии здоровья, не подпишете договор. Вам сделают комплексный осмотр полости рта, составят план лечения. Вы получите ту же гарантию! Я бы посоветовала избегать таких временных вариантов и выводить получение любых услуг именно на официальный уровень, чтобы обезопасить себя.

— Напрашивается вывод, что в хорошей частной клинике можно получить помощь высокого уровня. То есть достоинства коммерческой медицины очевидны. А какие недостатки?
— Цена. Это все-таки недешевое удовольствие.

— Самое время затронуть еще один, отчасти коммерческий сегмент — государственный. Из ваших слов складывается впечатление, что здесь окажут не самую качественную помощь…
— Если говорить об оснащении современных городских больниц, то все это — увы, вчерашний день. Система обязательного медицинского страхования предполагает использование самых простых и дешевых препаратов и материалов отечественного производства, которые не идут ни в какое сравнение с теми же немецкими или французскими. За все, что лучше уровня 60 — 80-х годов, что хоть чуть-чуть намекает на современные технологии, берутся деньги. По системе ОМС, например, предполагается пломбировка зубных каналов пастой — в Европе это уже категорически недопустимо. В качестве обезболивающих используются новокаин или лидокаин — примитивные анестетики. Бесплатные стекломерные цементы для пломбировки зубов не идут ни в какое сравнение со световыми материалами. Гарантии тоже не те…

— Тогда что это за современные стандарты, о которых вы говорите?
— Современные стандарты — это лечение в четыре руки: врачом и его ассистентом. Пациент находится в горизонтальном положении: для улучшения обзора ротовой полости и самого лечения. Он не захлебывается: работает пылесос, который собирает слюну и крошку, летящую от зуба. Анестетики — заводского производства, упакованные в стерильных условиях, а не вручную. Зубные каналы прочищаются дорогими острыми инструментами с хорошими режущими свойствами и определенной гибкостью, которая гарантирует прохождение канала до верхушки. Для заполнения каналов используется гуттаперча, а не паста: паста, которую применяют в государственных учреждениях, не обеспечивает полную герметичность канала, а значит, есть вероятность потери со временем этого зуба. Для пломбировки используется световой материал, прочный, с минимальной усадкой, подходящий по цвету, который не будет со временем отходить от стенок зуба и способствовать повторному развитию кариеса.

— В завершение нашего разговора — несколько советов нам, как пациентам…
— В первую очередь — регулярно ходите к стоматологу! У нас принято идти к врачу, когда что-то болит, а боль — это не показатель. На Западе, например, по страховке обязательно посещение стоматолога раз в полгода. Если не пришли в срок — следующий ваш визит будет платным: вот такая мотивация. Раз в год желательно делать кабинетную чистку зубов — снимать налет, удалять камни. По поводу щетки и пасты универсального совета нет: это должен подсказать ваш лечащий врач. Но на рекламу смотреть точно не стоит: хорошие фирмы себя не рекламируют! Осторожно нужно пользоваться пастами с триклозаном — они направлены на снижение воспаления в деснах, на подавление микрофлоры и подобны антибиотику, их можно употреблять лишь курсом 7 — 10 дней раз в 3 — 4 месяца. И конечно, очень важно правильно чистить зубы! Просто придерживаясь правильной техники, риск кариеса и других заболеваний можно свести к минимуму.

Усредненная цена за стоматологические услуги в клиниках Санкт-Петербурга:

  • Лечение кариеса, включая обезболивание и пломбу, — 2,5 — 4 тысячи рублей в зависимости от глубины процесса.
  • Лечение канала: удаление нерва, механическая и медикаментозная обработка, пломбирование, рентген — 3 — 7 тысяч рублей в зависимости от числа каналов в зубе.
  • Профессиональная комплексная гигиена (кабинетная чистка зубов) — 2000 — 3000 рублей.
  • Восстановление зуба металлокерамической коронкой с культевой вкладкой — 14 — 15 тысяч рублей.
  • Съемное протезирование одной челюсти — 12 — 30 тысяч рублей в зависимости от материалов.

 

↑ Наверх