Сознание против материи
До 12 сентября в Мраморном дворце — персональная выставка современного российского живописца Григория Дембовского «Охота на волка»
Работы контрастны по колориту, драматичны, часто посвящены спору, схватке или войне. Правда, сам Григорий Дембовский утверждает, что для выставки отобрали самые брутальные из его произведений — у него есть картины и поспокойнее.
Хотя саму форму высказывания не назовешь простой — фигуры складываются из резких разнонаправленных мазков, — Григорий Дембовский не из тех художников, что загадывают загадки: что он хотел сказать — всегда ясно. Сюжеты его картин часто отсылают зрителя к темам религиозным, философским, историческим, литературным. Центральное полотно, давшее название всей выставке, — «Охота на волка» — несомненный отсыл к песне Высоцкого: волк на картине, как в песне, вырывается за флажки. На картинах из цикла «Люди в ярких одеждах» персонажи то бредут вслед за неясной темной фигурой, то конвоируют Христа, несущего крест, — но не по улицам Иерусалима, а по явно российскому снегу. «Изобразительное искусство — это и есть отпечаток нашей жизни, наших верований, того, чего мы ждем, чего боимся, — говорит художник. — Чувства человека всегда отражаются в изображении — реально, гипертрофированно, условно».
Но чаще, чем волка, на картинах можно видеть… быка. Это и испанская коррида, и борьба ангела с быком (триптих «Конфликт»), а иногда бык предстает вполне мирным животным: на картине «Встреча» он заинтересованно подходит к лежащей обнаженной женщине. «Я вообще не материалист, — признается художник, — сознание для меня первично. Бык — это как раз материальная сторона, а не добрая или злая».
Часто художник размещает фигуры на фоне бескрайнего поля: это, конечно, впечатление от российских просторов. Один из излюбленных «отечественных» персонажей — мужик с вилами наперевес. «Для вас Россия агрессивна по своей природе или просто потому, что у нее такая история?» — спрашиваю. — «Россия может быть разной, — отвечает Дембовский. — Проследите за развитием сюжета (подводит к одной из картин под названием «Хозяин»). Сначала мужик был такой, просто задумчивый (действительно, на более ранней картине человек в шапке и ватнике — без вил, просто стоит в поле). Между этими двумя работами — десять лет (подводит к следующей картине с таким же названием). А здесь он уже идет куда-то». Мужик уже взял вилы и двигается навстречу зрителю. Чем все это кончится — время покажет…
Татьяна КИРИЛЛИНАМетки: Пятничный выпуск
Важно: Правила перепоста материалов