Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

Спасание утопающих — дело рук ВОСВОДа

Возродилась старейшая добровольческая организация

Корреспондент «ВП» на пляже. В такую погоду это — мечта журналиста! Правда, событий на пляже не так много, но выручили друзья из Архитектурно-строительного университета (ГАСУ). Позвонили и рассказали, что в структуре вуза создан волонтерский поисково-спасательный отряд «СтройСпас», бойцы которого организовали первичную ячейку во Всероссийском обществе спасания на водах (ВОСВОД), взяли на себя один из 11 действующих в Северной столице общественных спасательных постов и теперь каждый день дежурят на пляже парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Что же, ВОСВОД, созданный в 1872 году и активно действовавший на протяжении почти полутора веков, возродился? Звонок председателю межрегиональной Санкт-Петербургской и Ленинградской областной общественной организации ВОСВОДа Юрию Кочетову:

— Юрий Владимирович, а как сейчас живет ВОСВОД? Долгое время о нем ничего не было слышно…
— Мы пережили четыре революции. Последняя оставила общество без имущества — земель, предприятий по производству средств спасения — и с огромными долгами. Но выжили. История образования ВОСВОДа показывает, что власть не может обеспечить безопасность на водах без добровольческих организаций. Поэтому в прошлом году президент дал поручение регионам и ВОСВОДу создавать общественные спасательные посты у водоемов. Сначала мы выставили четыре. Сейчас работают одиннадцать постоянных, на которых посменно работают 150 спасателей. Всего же у нас 1200 членов.

— При организации постов проблем с властями не было?
— Из всех пляжей только на одном можно купаться. Остальные считаются несанкционированными. Всегда проще было расставить таблички «Купаться запрещено» и не беспокоиться о том, что пляжи не убираются, а дно водоемов замусорено. Но люди все равно отдыхают. Начав работу 1 июня, мы уже спасли пять человек. Надо обеспечить чистоту и инфраструктуру. Это, мне кажется, — задача властей. А мы возьмем на себя спасение и профилактику безопасного отдыха.

…Вот и маяк — символ парка 300-летия Санкт-Петербурга и место дежурства спасателей ВОСВОДа. Встретил спасатель «СтройСпаса», старшина поста Димитрий Дегтярев. В его подчинении три человека. Все в форменной одежде — красная бейсболка, желтая футболка, шорты. Какие-то запыхавшиеся. Кого, спрашиваю, спасали? Никого, отвечают.

Инфраструктуры на пляже нет. Лодка хранится в километре от места наблюдения. И чтобы развернуть пост, ее надо на себе дотащить до маяка.

Жара. Как же часами под палящим солнцем выдержать? Меняются. Двое на берегу, двое в лодке вдоль берега плавают. Потом наоборот.

Без казуса не обошлось. Пока спускали лодку на воду, подошел какой-то подвыпивший юноша:

— Дайте за 500 рублей покататься!

— Нет, молодой человек, не положено. Давайте, вы протрезвеете, пойдете на улицу Декабристов, вступите в ВОСВОД, заплатите членские взносы, а потом приходите, и «мы дадим вам парабеллум».

Юноша удалился.

Мы пошли по песку вдоль берега. Димитрий Дегтярев рассказывает:

— Это с виду пляж не опасный — 50 метров от берега, а воды по колено. Но есть места, где глубина резко наступает и вода ледяная. Некоторым ноги сводило. Помогали доплыть.

Мимо к воде промчались дети. Димитрий кинулся следом, остановил. Показал куда-то рукой — там бегать можно. Объяснил:

— Здесь по большей части песчаное дно, а в этом месте острые камни. Можно повредиться.

— И так целый день?
— Да, шесть часов беседуем с мамами, детьми, пьяными. Сейчас еще солнце печет. С этим тоже надо быть осторожнее.

— А случаи какие-нибудь были?
— Был один. МЧС учения проводило. Якобы катер горел, а они всех спасали. А в стороне народ свадьбу справлял. Вдруг женщина — свидетельница — в шикарном белом платье в обморок падает. Эмчеэсовцы увлеклись катером. Телевизионщики решили, что это часть учений, начали снимать. Мы решили проверить. А она на самом деле в обмороке! К врачам донесли. Оказалось, почечные колики.

Пока бродили, с людьми беседовали, наступил вечер. Восводовцы — лодку на берег. Потом через весь пляж на себе — к месту стоянки. Народ шутить начал:

— О, у вас тут соревнования по перетаскиванию?

Даже не отшучивались — тащить далеко.

Дежурство закончилось. Но вопросы остались:

— Димитрий, пляж большой. Береговая линия 1400 метров. Тысячи отдыхающих. За всеми ведь не уследить…
— Конечно, здесь нужны как минимум три поста, три вышки, каждая из которых контролирует участок радиусом в 200 метров. Это норматив. Если человек ушел под воду, у нас есть шесть минут на спасение. Будет радиус больше — не успеем откачать. Но сейчас пока нет инфраструктуры для оборудования одного поста. Лодку за километр таскаем…

↑ Наверх