Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Спасение утопающих — дело рук подготовленных утопающих

Корреспондент «ВП» наблюдал за учениями спасателей на форте Тотлебен

Наверное, не было таких происшествий, какие бы не произошли в минувшие выходные на форте Тотлебен. Метрах в ста от берега начал тонуть купальщик. Несколько человек провалились и покалечились в прожекторных шахтах оборонительного сооружения. У восточной границы водолазы обследовали дно в поисках утонувшего судна. Севернее форта загорелась яхта, команда и пассажиры «выбросились за борт». 

Вытащили из воды — надо оказать первую помощь.


Ради бога, не пугайтесь, Тотлебен безопасен. Просто на острове проводились учения профессиональных и добровольных спасателей Петербурга. А выше описаны всего лишь сценарии задач, которые им приходилось решать. В минувшую субботу корреспонденты «ВП» наблюдали за действиями тех, кого мы зовем в самых сложных жизненных ситуациях.

И под воду, и в колодец

Территория насыпного острова-форта в эти дни была поделена на две части. На первой обосновались бойцы Поисково-спасательной службы Петербурга (ПСС), на другой — волонтеры добровольной морской спасательной службы «Кронштадт».

Первыми корреспондентов «ВП» позвали к себе профессионалы. Как рассказал заместитель директора ПСС Юрий Данчук, их служба — региональная:

— Мы подчиняемся не МЧС, а комитету по вопросам законности и правопорядка Петербурга. Но работаем во взаимодействии с федералами. мы были созданы 10 декабря 2008 года. Сейчас ПСС — это 270 штатных сотрудников, 21 спасательная станция. Система учений простая. Все 270 наших спасателей должны побывать водолазами, альпинистами, бойцами службы спасения на водах, поработать на спасении людей в развитии техногенной аварии, а также изучить способы реанимации пострадавших.

На первой «точке», куда пригласил нас Юрий Данчук, трудились как раз водолазы. Они тренировались работать на недавно поступившем в ПСС новом тяжелом водолазном снаряжении.

Один башмак водолазного костюма весит 23 килограмма.

В Неве только с утяжелителями

Как пояснил начальник водолазной службы ПСС Алексей Камолов, без таких костюмов спасательные работы в Неве невозможны:

— Очень сильное течение. Только с утяжелителями водолаз может стоять на дне. Но даже с костюмами работать непросто. Вот, например, последний случай. Мы поднимали утонувший теплоход «Росси». Так одну стропу под корпус судна водолазы заводили только в паре, одному было не справиться.

И вот боец облачен в костюм, опустился под воду. Воздух подается по шлангу, как свет и связь. Водолаз встал на дно. И по громкой связи мы услышали его глубокое дыхание. Через несколько минут водолаз поднялся, снял шлем и уже, как говорится, был «весь в мыле». В костюме просто стоять под водой тяжело, а уж работать... 

Юрий Данчук пригласил нас на другую «точку». Там спасатели занимались спасением на водах. Для тренировок подготовили три этапа: бросание спасательного круга утопающему, бросание «конца Александрова» утопающему и спасение утопающего личным участием, то есть вплавь.

Неправильный круг

Буи где-то метрах в пятнадцати от берега. Казалось, чего сложного. Корреспондент «ВП» попробовал кинуть спасательный круг. Оказалось, не так все просто — надо правильно разложить веревку, которая тянется за кругом, правильно размахнуться, правильно бросить. Ни с одной из трех попыток не получилось. Это был какой-то неправильный круг. Поэтому корреспондент «ВП» рвался нырнуть в воду, чтобы хотя бы спасти утопающего. Но не дали. В общем, не получился из журналиста спасатель. 

А на последней «точке» профессиональных спасателей учили, что делать с пострадавшими — травмированными, захлебнувшимися и так далее. 

Я в спасатели пойду

Потом журналистов позвали к себе волонтеры из Добровольной морской спасательной службы «Кронштадт». Это общественная организация, как ВОСВОД. Но если у первой есть точки применения — спасательные станции на внутренних водах Петербурга и Ленинградской области, то эти уже не первый год воюют с бюрократическими барьерами по открытию станции в Кронштадте. Пока же воспитывают и учат молодежь. Все как у профессионалов. К приезду журналистов добровольцы подготовились. Они запланировали показательные учения — сценарий мы уже упомянули, загорелась яхта, команда и пассажиры выбросились в воду на плоту и ждут спасения. 

Один молодой человек бойко руководил будущими «командой и пассажирами». Назвался Алексеем:

— Я добровольцем уже не первый год. И со своим будущим я уже определился: буду спасателем. Необходимые навыки я уже получил здесь. Могу идти курсантом в МЧС или в ПСС. После трех месяцев — курсы для получения квалификации. 

А вот девушка Женя в тренировочном лагере впервые:

— Я сама из Петербурга. Мне друзья-спасатели подсказали, что можно поехать в такой лагерь. А поскольку у меня есть силы и желание помогать ближним, я поехала. Родители пока не понимают. Кажется, у девушки должны быть другие интересы. Они пока считают это каким-то видом спорта и временным увлечением. 

Тренировать молодежь специально приехали профи из ЦентроСПАСа МЧС.

Корреспонденту «ВП» удалось задать вопрос спасателю международного класса Валерию Локтионову.

— Вы специалист высшей квалификации. Участвовали в ликвидации последствий цунами в Японии, были в самых горячих точках. И сейчас вы здесь учите ребятишек. Смену готовите?

— Конечно, не так буквально. Чтобы работать в ЦентроСПАСе, нужно высшее образование и три профильные специальности. Здесь другое. Чем больше ребят пройдет через такие учения, тем больше уверенности, что последствий от разных чрезвычайных ситуаций может быть меньше. Представьте, что тонет судно. И если хоть один из пассажиров прошел через курс обучения, вероятность  того, что люди выживут, возрастает в несколько раз. Так что спасение утопающих — дело рук подготовленных утопающих. Но смену тоже ждем. Вы бы видели, как у ребят здесь глаза горят! Правильные ребята.

Петербургским спасателям помогали финские добровольные спасатели.

Финны помогли

Учения уже начались. И мы отправились наблюдать за развитием событий. Шесть человек в воде. Спасательный плот тоже, но метрах в ста от людей. До него надо добраться, что в условиях шторма (а ветер в этот час дул неслабо) очень сложно, и главное тут — добраться всем вместе, не растеряться. Для этого ребята образовали цепочку. Способ плыть только один — на спине. Каждый обхватил товарища ногами за поясницу. Гребли по команде ведущего одновременно. Ветер и поднятое им течение воды относили ребят от плота. Им не раз приходилось корректировать курс. Но наконец добрались, забрались в плот, подали сигнал бедствия. С аэродрома в Гостилицах на поиски терпящих бедствие вылетел самолет. Нашел, передал координаты спасателям. Всех спасли. Один человек получил травмы, его приняли на финском судне, где есть специальное медицинское оборудование. Потом второй этап учений — тушение пожара на яхте. Тут уж финны показали себя во всей красе. Напором помпы они буквально залили утлое суденышко водой. На этом учения закончились.

Корреспонденту «ВП» удалось пообщаться со спасателем из Страны Суоми Максимом Илвоненом. Он рассказал, что их судно представляет именно добровольную спасательную организацию Финляндии:

— У нас пограничники отвечают за спасение на внешних водах, а пожарные — на внутренних. И конечно, дополнительные силы лишними в таких ситуациях не бывают. Но в отличие от кронштадтской организации, наша — централизованная. Она аккумулирует средства и распределяет их по регионам. 

Вместо эпилога

В конце учений на Тотлебене прошел семинар, посвященный силам спасения в России. И как говорили на нем участники, не все так хорошо и бодро, как на учениях.

Во всяком случае на воде. Взять тот же «Росси» — кто подбирал тонущих людей? Оказавшиеся рядом пассажирские суда. А если бы их не было? На внешних водах, например, работает Балтийское аварийно-спасательное управление. Оно — исполнитель международных конвенций, у него есть силы и техника. МЧС, во всем что не касается борьбы с огнем, позиционирует себя как координатор сил и средств. Но вот беда, во внутренних водах координировать нечего. Да, есть ПСС или ВОСВОД. Но они справятся с аварией средней тяжести, у нас найдется судно, которое возьмет на борт двадцать человек, даже сорок. А если в Ладоге будет тонуть большой теплоход с Валаама, то здесь сил и средств не хватит. Надежда только на проходящие мимо суда. А по «Булгарии» мы уже знаем, как сухогрузы оказывают помощь.


Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Телехов Михаил, Чайка Наталья

Метки: Про Петербург Про петербуржцев МЧС

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх