Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Спой мне, странница-скрипка…

16 июля Музей Державина приглашает на концерт «Скрипка на службе империи» ансамбля барочной музыки «Солисты Екатерины Великой». В составе ансамбля: Андрей Решетин (художественный руководитель, скрипка), Андрей Пенюгин (скрипка, альт), Анна Бурцева (виолончель), Ирина Шнеерова (клавесин)

Ансамбль «Солисты Екатерины Великой» представляют программу, посвященную самому блестящему веку в истории русской скрипичной школы. Кредо ансамбля — возвращать художественные и историче­ские детали контекста через старинную, забытую музыку. Воспитывать и просвещать слушателя. Не отойдем от этого принципа и мы. 

В эпоху барокко популярность скрипки была безмерной, в XVIII веке без нее невозможно было представить культурную жизнь России. Великие скрипачи того времени либо жили в нашей стране, либо регулярно приезжали с гастролями. Представители императорской семьи были особенно расположены к скрипке.

Андрей Решетин

Поворотным пунктом в истории российского скрипичного искусства стало царствование Анны Иоанновны. В 1730‑е годы в России появились европейски признанные скрипачи, итальянцы Пиантанида, Верокаи, Мадонис и Далольо, причем двое последних остались в Петербурге до конца своих дней. Тогда  же в столице издаются сборники сонат Мадониса (с посвящением императрице) и Верокаи. Менее известен другой итальянец, прибывший ко двору Анны, — Тито Порта. Он не был композитором, но, по-видимому, был наиболее востребован как учитель. Среди его учеников — Петр III и Иван Хандошкин, оба по-своему сильно повлиявшие на облик скрипичного исполнительства второй половины столетия. Так, именно Петр Федорович сделал скрипку столь популярной среди дворян. Мода на далеко не самый простой в обучении инструмент была поддержана позже Александром Павловичем и дошла до Глинки.

С воцарением Екатерины II доминирование итальянских скрипачей не закончилось. На смену старым музыкантам приезжали новые. Приехавший в 1765 году капельмейстер Галуппи уже не застал в Придворном оркестре ни Мадониса, ни Далольо и пригласил на место концертмейстера Луиджи Скьятти. Вновь найденные скрипичные сочинения итальянца показывают, что он по праву занял место во главе оркестра. Переход от позднего барокко к галантному стилю, столь явственно ощущаемый в поздних сонатах Далольо, оформился в творчестве Скьятти. Лаконичные и чувствительные, но не лишенные тонкого юмора, сочинения последнего оказали несомненное влияние на первые опусы Хандошкина.

Творчество гениального скрипача и композитора Ивана Хандошкина в основном представлено жанром вариаций на российские песни. В программе прозвучит его ранняя соната для двух скрипок, ноты которой были обнаружены лишь несколько лет назад.

Рассказывает художественный руководитель ансамбля барочной музыки «Солисты Екатерины Великой» Андрей РЕШЕТИН: «Забытый восемнадцатый век и был золотым веком в русской музыке. Наш ансамбль решает вопросы вкуса. А эталоном хорошего вкуса для тех, кто живет в Петербурге, давно остается XVIII и начало XIX века, когда мы смотрим на Зимний дворец, на набережную Невы или Смольный собор… 

16 июля в Музее Державина совершим экскурс по истории скрипки в Петербурге XVIII века — а наша скрипичная школа была заложена именно тогда». 

↑ Наверх