Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Спор с доктором Фрейдом об изящном

До 22 сентября Музей Достоевского приглашает на выставку Елены Завельской «Выше крыши»

Стены небольшого зала плотно увешаны картинами. Спустя какое-то время понимаешь, что это и хорошо: по периметру зала можно ходить бесконечно, и каждый раз взгляд будет останавливаться на чем-то, что раньше от него ускользнуло.

Здесь работы разных лет, на разные темы. Есть картины, хорошо известные зрителю, — например, из еврейского цикла, повествующего о жизни обитателей небольших местечек до всех исторических катаклизмов, — есть совсем новые, выставляемые впервые. Некоторые были созданы прямо в процессе подготовки выставки — например, «Ангел и городской сумасшедший»: по небу летит ангел, но его никто не видит, кроме наивного веснушчатого дурачка…

Сын врагов народа. 2009. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ

Тема ангелов — одна из любимых: Елена настолько часто помещает их в обыденную обстановку, что действительно создается ощущение, что они кругом, среди нас. Впрочем, помимо ангелов среди героев Завельской немало существ мистических и странных. Персонаж, полноправно живущий в мире людей, — русалка, покинувшая коврик с лебедями: то она распивает спиртные напитки с веселым молодым человеком, то, важно сидя в ванне, объясняет что-то… самому доктору Фрейду — наверное, что жизнь шире и непредсказуемее любого психоанализа.

«Практически каждый из нас думает, что единственный человек, которого он знает «вдоль и поперек», — он сам.

Это самое большое заблуждение», — говорит художница. Многие картины — попытка заглянуть вглубь человека: пространство картины «Взаимоотношения» разделено пополам, у каждого — плачущего мужчины и застывшей, отстраненной женщины — свое поле для игры и своя правда. Вот женщины на картине «Разлучница»: одна — с порочной полуулыбкой, другая — с застывшим напряженно-униженным выражением, и обе ничего не могут сделать со своими лицами. «Никогда не поверю, что у нас можно «забрать-увести» возлюбленного(-ую), друга, ребенка, кого бы то ни было, кто нам дорог. Человек ускользает от нас сам. Его невозможно приманить, соблазнить, улестить...» — комментирует Елена.

Но, несмотря на то что большинство работ посвящены именно сложности — внутреннему миру человека, этапам истории нашей страны, общее ощущение от экспозиции совсем не печальное. Способствуют этому и чувство юмора автора, и колорит: художница любит чистые, локальные цвета — красный, синий, зеленый. «Если не забывать, что счастье, собственно, — неслучившееся несчастье, то можно быть практически перманентно счастливым».

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх