Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 апреля 2024

Спортшкол много не бывает

«ВП» изучил, как в Петербурге обстоят дела с выполнением наказа президента России развивать детский спорт

Президент России Владимир Путин требует сократить количество иностранных тренеров и мастеров в отечественном спорте и развивать детско-юношеский спорт («Ярмарка тщеславия компаний с госучастием совершенно неуместна — легче и дешевле закупить атлетов, чем годами ждать результата», — заявил он на днях). Первые подвижки в отношении легионеров произошли: Государственная дума России приняла в третьем чтении закон, позволяющий Министерству спорта регулировать соотношение в той или иной дисциплине зарубежной «рабочей силы». 

Ну а «ВП» предлагает обратить внимание на второе — на то, как обстоят дела на берегах Невы с детскими спортшколами. 

Всем необходимым для занятий детишек снабжают родители

В государственной спортшколе — 20 тысяч за визит

Для начала ознакомимся с рассказом читательницы «ВП», которая дозвонилась к нам в редакцию.

Девятилетний сын Ирины тренировался год в отделении спортшколы по спортивной гимнастике Петроградского района, в зале расположенном  на углу Пискаревского проспекта и проспекта Металлистов. В государственной, заметим, секции. И... не бесплатно. 

— Школа действительно государственная: мы подавали заявление о приеме на имя ее директора, проходили медицинское обследование в физкультурном диспансере, — рассказала Ирина. — Но почти сразу же, как сын сходил на первое занятие, ко мне подошел тренер и заявил: «Не забудьте деньги сдать!» Я опешила: «Какие деньги?!» — «Две с половиной тысячи рублей каждый месяц». 

С тех пор Ирина так и платит тренеру — за 9 месяцев общая сумма трат составила 22,5 тысячи. На что необходимы средства, тренер, по словам Ирины, ей не объяснил. Если на ремонт спортзала, то он там практически не проводился. Лишь однажды в нем улучшили освещение, а в остальном — инфраструктура древняя. 

— В раздевалке детям не хватает места: она очень маленькая, неудобная, юные спортсмены переодеваются в ней всей толпой. А что творится в туалетах — просто жуть. Вонища! Запах омерзительный, — поделилась наша читательница. — Вот разве что ковровая дорожка в спортзале, где атлеты кувыркаются, приличная. И не вполне понятно, кому принадлежит само двухэтажное здание этой спортшколы: во-первых, на втором этаже размещен фитнес-центр с тренажерами, куда приходят заниматься взрослые, а во-вторых, часть помещений арендуют массажный салон и компания по организации здорового питания.

Самое занятное, что младший ребенок читательницы — девочка — занимается в платной группе художественной гимнастики. Но это частный клуб, который организовали два инструктора. Они сразу предупредили: к государственным структурам их заведение отношения не имеет. Поэтому Ирина платит в этой секции 4 тысячи рублей за абонемент на 10 — 11 занятий. И это не в месяц, как можно было бы подумать: если ребенок пропускает тренировку по болезни, время не «сгорает», а переносится. То есть в коммерческой структуре мастерству учиться выйдет не намного дороже, чем в «бесплатной» — пардон, в государственной. Если вообще дороже. 

— Ситуация, которую вы изложили, возмутительная: тренер берет деньги в государственной спортшколе! — всплеснула руками главный специалист отдела  подготовки спортивного резерва в городском спорткомитете Галина Семенихина, которая курирует деятельность спортшкол, начиная от оплаты работы тренерам (отраслевая система оплаты труда разрабатывается именно спорткомитетом) и заканчивая обеспечением учебно-тренировочного процесса. — Родителям необходимо сразу обратиться к директору спортшколы, благо Ольга Находкина — руководитель адекватный. А этого тренера, скорее всего, надо привлекать к ответственности: налицо грубое нарушение законодательства. Но так как тренеры отдалены от директора спортшколы, они могут что угодно выдумать!

По словам Галины Георгиевны, администрации спортшкол вправе оказывать и платные услуги, но они, во-первых, должны быть четко прописаны в документах, во-вторых, объяснять, на что идут средства. Ведь, скажем, средства на аренду помещения закладываются в бюджет. Но все равно — и в этих строго оговоренных ситуациях платить нужно не тренеру!

— В этом помещении на втором этаже фитнес-центр. Ну да, наверное, тренер подумал: за фитнес люди платят, почему бы не платить и за спортивную гимнастику? — продолжила Галина Семенихина. — Проблема в том, что ремонт в этом зале нынче провести нельзя. Это отделение администрация спортшколы Петроградского района вообще собиралась закрыть. Большая сумма за аренду выплачивается обществу «Динамо», собственнику этого комплекса на проспекте Металлистов. И уже «Динамо» должно содержать помещение в надлежащем виде. Но, когда мы обратились к руководству ведомства, нам заявили: мы, динамовцы, это здание все равно скоро потеряем, поэтому производить ремонт не станем. И консенсус до сих пор не найден. Единственный вариант — расформировывать эту группу и направлять учеников в СДЮШОР №3 Калининского района, потому что ближе отделений спортивной гимнастики в Красногвардейском районе нет. А отдельный новый зал им никто не построит — нет денег. 

Купальник с шапочкой — не проблема 

Корреспондент «ВП» поинтересовался, насколько эта ситуация типична. К примеру, многие родители сетовали: записать ребенка в секцию на берегах Невы легко, только потом за очень многое приходится выкладывать из своего кармана. 

— В СССР, когда я занималась плаванием, обеспечивали нас отменно и бесплатно: выдавали купальники, шапочки и очки, кормили, даже вывозили за границу за счет государства, — вспомнила в беседе с корреспондентом «ВП» Елена Кужела, мама олимпийской чемпионки по синхронному плаванию Ольги Кужелы и тренер, работающая в отделении СДЮШОР. — Вот когда в плавание пришла моя дочка, то стало не так хорошо: что-то еще можно было получить задаром, но в основном мы платили. В частности, за сборы. А теперь спортивный инвентарь детям в спортшколе не выдается: очки, купальники и шапочки для учениц родители приобретают на собственные средства. Хорошо, в «Невской волне» аппаратура в бассейне установлена — на нее выделяют деньги. 

Пример Кужелы интересен прежде всего тем, что в этой школе действуют и коммерческие группы, и бюджетные — для самых одаренных учениц, где ведется отбор и отсев. Это особенно актуально в таком сложном виде, как синхронное плавание, где девочку приводят в бассейн в шесть лет, а иначе будет поздно. 

— Если я не ошибаюсь, в школе Ольги Кужелы на платной основе детей занимается меньше: это в основном такие, кто не подходил по мастерству или кто поздно в бассейн пришел, — объяснила Елена Эрнестовна. — И перевод с платного отделения на бесплатное в нашем виде — случай редкий. Все-таки талантливых спортсменок видно сразу. 

В школе синхронного плавания Ольги Кужелы на бесплатной основе занимается примерно 150 — 200 детей — в «Невской волне» и еще в одном бассейне (4 — 5 групп в каждом из плавательных заведений, в среднем по 15 человек в каждой). И здесь родителям тоже приходится платить — за инвентарь. 

К счастью, купальник подойдет обычный, от 300 до 700 рублей, и каждый год менять его не требуется, как и шапочку — хватает на вырост. Это для соревнований в юниорской сборной нужны дизайнерские купальники, с блестками и стразами, которые соответствуют образам девушек в программах. Но юниорские национальные команды экипирует уже государство. 

Остаются поездки в летние лагеря и на сборы по ОФП, как, например, в фигурном катании в группах Елены Чайковской, где родители часто сопровождают своих детей — в том же Сочи. Естественно, оплачивают это мамы. 

— Но у нас в подобных случаях прекрасно справляются детские тренеры. Ученицы школы выезжали на сборы за границу, кажется в ту же Болгарию, — это да, за счет родителей, — признает Галина Семенихина. — А поездки на соревнования в другие регионы нам, естественно, оплачивают по линии спорткомитета — в частности, в Сочи. 

На шаговую доступность нет средств

Есть и еще одна проблема: в Петербурге секции по видам спорта неравномерно распределены по районам. К примеру, на Ржевке нет ни одного ледового катка, пригодного для тренировок хоккеистов, — эти дети вынуждены ездить в Колпино. 

В Рыбацком, объясняют эксперты, нет групп дзюдо. Кластеров спортивной гимнастики вообще единицы. В Невском районе, конкретно поблизости от улицы Бабушкина, наблюдается нехватка бассейнов и других арен (был, правда, стадион «Локомотив», обладавший хоккейной коробкой, но теперь пятно застроено домами: к ближайшему спорткомплексу, где принимают в секцию за деньги, нужно ехать на автобусе остановок пять). И это — только несколько примеров. 

— К сожалению, родители забывают, что они живут не в раю и даже не в коммунистическом обществе, — вздыхает в разговоре с корреспондентом «ВП» Галина Семенихина. — Они прикрываются фразами президента, мол, «все для детей, все для спорта». Но ведь подавали заявление в конкретную спортшколу. Им там сразу объяснили: нет зала. И они согласились на эти условия — чего теперь кричать? Возвращаясь к ситуации с отделением спортивной гимнастики: администрация Петроградского района новый зал им не построит. Не нравится — забирайте ребенка и устраивайте его в СДЮШОР Калининского района, где есть соответствующие условия. Пусть попробуют поступить туда. Или в школу в Ковенском переулке. А то все вокруг охают и ахают, мол, есть же решение президента развивать детский спорт — почему не выстроят нам современный зал по мировым стандартам? Да потому что с головой надо дружить! Ну не хотим мы пробок в городе — а они есть. И никакой президент магистраль и развязки никогда не построит. Поймите, сколько бы папы и мамы ни писали заявлений, мол, мой сын хоккеист и я хочу каток в шаговой доступности, ему всегда ответят на всех уровнях: нет средств. 

Окончание темы — в завтрашнем номере
↑ Наверх