Станет ли набережная Европы «открыткой завтрашнего дня»?
В пресс-центре Балтийской медиа-группы прошло обсуждение нашумевшего проекта
С тех пор как конкурс на проектирование набережной Европы выиграли архитектурная студия Сергея Чобана, больше известного за границей, нежели у нас (в одном только Берлине он построил три десятка зданий), и мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», не утихают споры: каким быть новому пешеходному кварталу на берегу Малой Невы?
При виде однообразных фасадов у прессы возникли ассоциации со спальными районами.
Губернатор Георгий Полтавченко высказал свою точку зрения: Петербург должен развиваться, поэтому строительство «красивого квартала, театра украсит город не только в архитектурном плане, но и по своему содержанию», так что «хуже, чем было, не будет». Осенью депутаты ЗакСа хотят детально познакомиться с проектом: озабочены «возникшими кучами мусора» на месте оборонного предприятия — ГИПХа, который переселили во Всеволожск ради строительства новой, одетой в гранит, набережной...
Журналистам Балтийской медиа-группы из первых рук удалось узнать о будущем набережной Европы: архитектор Сергей Чобан и представители инвестора — заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра — старший вице-президент ОАО «Банк ВТБ» Юрий Левченко, вице-президент Александр Ольховский, гендиректор ООО «Петербург-Сити» Надежда Винник рассказали прессе, чем интересен этот проект и чем привлечет петербуржцев новый городской квартал.
Сергей Чобан пообещал, что сделает набережную Европы по канонам Петербурга...
Европу — на берега Невы
Журналистов интересовало, как впишется этот современный комплекс площадью около 100 га — с элитным жильем, офисными и торговыми помещениями, пятизвездным отелем и, наконец, 28-метровым дворцом танцев — в петербургские панорамы? Не нарушит ли небесную линию? Не окажется ли очередной уплотнительной застройкой в районе проспекта Добролюбова и переулка Талалихина? Не станет ли это очередной градостроительной ошибкой?
«Важно понять, что наш город — это город пространств, город-променад, город улиц, видовых осей на очень важные объекты, такие, как Князь-Владимирский собор, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, — заявил руководитель архитектурной группы Сергей Чобан, — и нам удалось поймать петербургский мотив для строительства набережной Европы».
Так какой видят набережную Европы ее разработчики?
«Это очень современный, зеленый и приятный для проживания квартал — абсолютно общественный, абсолютно доступный, с парадными входами на первом этаже, то есть такая часть современного европейского Парижа или Берлина, — объяснил Сергей Чобан, — и никаких заборов! Это будет современная часть исторического Петербурга, которая полностью отвечает его канонам»…
По мнению руководителя проекта, главное — создать качественную архитектурную среду, сделать достойное обрамление, а остальное все приложится. Комплекс зданий с каменным фасадом, смотрящим на Малую Неву, жилые, общественные и складские помещения, мост, отель, театр, огромная площадь, благоустроенная пешеходная набережная, улицы с видами на Князь-Владимирский собор, Петропавловскую крепость, Пушкинский дом, Исаакиевский собор должны быть собраны в единую гармоничную композицию, в которой наблюдается смешение разных эпох и при этом соблюдается «здоровый баланс между архитектурным качеством и коммерческим качеством объекта».
При этом Сергей Чобан сослался на опыт Европы — там правильно понимают политику совмещения старого и нового, «сочетание коммерции, искусства и свободных городских пространств». Потому Берлин и рекордсмен по посещаемости. И нам не надо бояться экспериментировать. «Мы не должны бояться выбрать объект — памятник, где новые и старые части здания слились воедино, мы не должны бояться того, что делаем сегодня, — отстаивал свою точку зрения архитектор. — Если мы это делаем качественно, то уже завтра это станет достоянием той культурной среды, выдающегося культурного слоя, которым является Петербург». К выполнению фасадов, кстати, планируется привлечь лучших мировых архитекторов.
Прессе пообещали прогулку по новому пешеходному кварталу, как только его построят.
Фасады и запады…
Особый интерес вызывает 28-метровое здание театра, в котором планируется разместить труппу Бориса Эйфмана. Архитектор заверил, что при его строительстве принципы Петербурга — города, созданного в раннем барокко, когда «полукруглые завершения играют большую роль», не будут нарушены. Поэтому и театр танца имеет более скульптурную форму, и площадь перед ним, носящая рабочее название площадь Звезд русского балета, имеет полукруглое, овальное завершение, а улицы ориентированы на выдающиеся памятники-доминанты.
«Мы видим одну из осей — ось на Князь-Владимирский собор, в сторону Исаакиевского собора и на Пушкинский дом, другая ось, по которой мы ориентировали театр, — ось на Петропавловскую крепость, — углубился в детали проекта создатель башни «Федерация». — И это очень важные почтовые открытки завтрашнего дня, которые будут посылать туристы себе домой и своим близким, потому что они увидят новую часть города, построенную по историческим принципам исторического Петербурга. Нам известны исторические набережные: они имеют тщательный дизайн, но они не всегда пешеходные (Стрелка В. О. — исключение) и создание пешеходной комфортной гранитной красивой набережной с озеленением, с видовыми точками на Князь-Владимирский собор, на театр, на противоположную сторону — набережную Макарова — это очень серьезная задача, которую, как я считаю, мы своим проектом выполняем. Дома, обращенные фасадами к набережной, к площади Лихачева, будут построены из очень качественных материалов и выдержаны в стиле современной классики»....
Однако при виде однообразных, плоских, мрачноватых фасадов у прессы возникли ассоциации не с «качественной архитектурной средой», а скорей со спальными районами. В ответ журналистов попросили поверить на слово и пригласили на прогулку по новому кварталу, как только он будет построен.
«Не будем суетиться на эту тему. В Петербурге много примеров разновысотной и одновысотной постройки. А что касается плоских фасадов, то наши фасады имеют рельефы до 1 — 1,5 метра. Выступы и запады, поверьте, хорошо будут реагировать на свет и на солнце, которого в Петербурге мало, — это принцип, которыми руководствовались петербургские зодчие, ведь запады на зданиях Кваренги тоже довольно значительны», — вступился за свое архитектурное детище Сергей Чобан и пообещал, что «по деталям и по своему насыщению это будет очень качественная работа».
Журналистов также интересовала транспортная нагрузка на набережную Европы, как будет решаться проблема парковок. Сергей Чобан объяснил, что магистральные улицы видимой нагрузки не получат, а основная нагрузка ляжет на маленькие улочки. Что касается парковки, то такой проблемы возникнуть не может — под набережной будет хороший подземный гараж.
Прессу интересовало, пойдут ли разработчики проекта на диалог с градозащитниками, чтобы избежать протестной волны, которую они могут поднять. «Я за то, чтобы была абсолютная открытость, диалог — единственный способ двигать идею дальше, поэтому наш проект можно представлять на любом уровне», — заявил Сергей Чобан.
«Если архитектура — застывшая в камне музыка, то какая музыка застынет в набережной Европы?» — поинтересовалась «Вечёрка» у архитектора и услышала многообещающий ответ: «Это будет хорошая мелодичная современная музыка, не рок».
Кучи мусора на месте оборонного предприятия скоро уберут
Грунт вынимают на глубину больше шести метров
Вице-президент Александр Ольховский называет проект имиджевым, а не коммерческим — расчетная прибыль от его реализации невелика, а риски большие. Стоимость проекта — 47 миллиардов рублей, сроки окончания строительства — 2017 год. Правда, пока непонятно, удастся ли инвестору завершить проект. По словам управляющего директора — вице-президента ОАО «Банк ВТБ» Александра Ольховского (на счету ОАО «ВТБ» помимо «набережной Европы» — проекты «Невская ратуша», «Пулково», индустриальный парк «Марьино»), теоретически инвестор может выйти из проекта, хотя «такого желания нет», — покинуть проект может заставить «достойная компенсация».
Особая тема, которую подняли журналисты, — это зараженный грунт, оставшийся в наследство от ГИПХа. Его пришлось снимать и перевозить на полигон Красный Бор. Как было замечено, предприятие отравляло грунт в течение десятилетий и снятие грунта глубиной 6,5 метра — «отдельный экологический подвиг» девелопера «набережной Европы».
К слову, судьба самого Государственного института прикладной химии тоже волновала журналистов — институт «выгнали на выселки», многие ученые уволились. «Прежде чем мы стали осуществлять реализацию этого контракта, нами было подобрано здание для ГИПХа, и говорить, что инвестором был разрушен важный и нужный государственный институт, — не совсем корректно», — отмел нападки господин Ольховский. «Мы приняли площадку в том состоянии, в котором нам ее оставили, — с брошенным оборудованием, с развороченными окнами, перевернутыми химреактивами, со всем этим страхом и ужасом. Наверное, есть люди, которые обижены, но мы не вложили ни одной копейки в банкротство ГИПХа», — поддержала вице-президента гендиректор ООО «Петербург-Сити» Надежда Винник. По ее словам, весь проект инженерной подготовки обойдется инвестору в 2,5 млрд. руб. — должны быть снесены старые инженерные сети, произведена выемка грунта, сформированы ограждения котлованов, в которых начнутся работы по возведению нового комплекса. И прежде чем передать котлован в производство, его будут обследовать заново.
«Вечёрка» предлагает тем, кому небезынтересна судьба городской застройки, включиться в обсуждение проекта. Ждем ваших откликов.
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Строительство Из первых рук Архитектура
Важно: Правила перепоста материалов