Газета выходит с октября 1917 года Sunday 29 декабря 2024

Старинной мозаике вернули внутренний свет

Отреставрированы иконы на фасадах Великокняжеской усыпальницы

В Петропавловской крепости завершена рестраврация исторических мозаичных икон на фасадах Великокняжеской усыпальницы. Чтобы вернуть четырем старинным панно первозданный облик, специалистам потребовались три месяца и сотни кубиков редкой цветной микромозаики.

Каждый кусочек мозаики тщательно подбирают по цвету и размеру


Мозаичные иконы расположены на всех четырех фасадах усыпальницы, по одной на каждом. На трех больших круглых панно можно видеть изображения Божьей Матери: Казанской на южном фасаде, Иверской на северном и Феодоровской на восточном. Четвертое панно — на выходе из усыпальницы — образ Спаса Нерукотворного. Мозаики были установлены в 1907 году по предложению архитектора Леонтия Бенуа, а выполнены в знаменитой петербургской Мозаичной мастерской архитектора Фролова.

Панно с изображениями Божьей Матери диаметром около двух метров состоят из тысяч кусочков смальты множества цветов и оттенков, и каждый кусочек представляет собой сантиметровый кубик. Изображение Спаса Нерукотворного по размеру — меньше.

— Все четыре мозаики были сильно повреждены, — рассказал «Вечёрке» реставратор Максим Куликов. — Панно пошли трещинами, сильно загрязнились. Много оказалось таких участков, где смальта полностью отпала, где-то была расколота, выщерблена. На замену каждому недостающему или испорченному кубику нужно было поставить точно такой же, каким он когда-то был, — подобрать по цвету и оттенку, фактуре материала, светопроводящим свойствам и так далее.

Смальта — это цветное стекло небольших размеров, которое применяется для создания мозаичных работ. Палитра материала может насчитывать несколько тысяч цветов. Благодаря этому мозаики и кажутся такими объемными и глубокими, лучшие из них даже обладают эффектом внутреннего свечения.

— Панно создавались сто с лишним лет назад, и сейчас абсолютно такую же мозаику, которую тогда делали, уже невозможно найти, — подчеркивает Максим Куликов. — Поэтому нужно было разыскать аналогичную по цвету и максимально близкую по свойствам.

Большая палитра мозаики — у итальянцев, но даже в итальянской коллекции не смогли найти все фрагменты, которые были необходимы для реставрации икон усыпальницы. Недостающую часть материала смогли разыскать в мастерских Академии художеств в Петербурге.

Всего во время реставрации мозаичных панно были заменены сотни кусочков смальты, около четырех килограммов драгоценного стекла. Все работы были выполнены руками двух петербургских специалистов и завершились около недели назад. Защитные покровы с панно еще не сняты, но уже в недалеком будущем посетители Петропавловской крепости смогут увидеть необыкновенную мозаику во всей красе.

Образ Спаса Нерукотворного воссоздан руками петербургских мастеров

Реставрация купола и фасадов Велико­княжеской усыпальницы началась еще в 2008 году по заказу «Росстроя» и должна была быть выполнена за 93 дня. На реализацию проекта было выделено более 25,5 миллиона бюджетных рублей. Но в плановые сроки работы завершить не удалось. Сначала начался кризис, бюджеты были серьезно урезаны, а затем был ликвидирован Росстрой, который курировал реставрацию усыпальницы.

— В итоге все затянулось на долгие годы, — пояснили «Вечёрке» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. — Но работы все-таки идут, и  скоро реставрация усыпальницы будет полностью завершена. Вот-вот закончится восстановление исторического сада на территории крепости, а теперь на очереди — реставрация Комендантского кладбища.

Великокняжеская усыпальница — усыпальница некоронованных членов императорской семьи. Здание ее построено по проекту  архитектора Давида Гримма, разработанному в 1896 году. 

Капитальный ремонт и реставрация здания выполнялись уже несколько раз —  в 1950 — 1960-е и в 1980-е. 

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член царской семьи Владимир Кириллович Романов, а последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году — тогда в Екатерининский придел перенесли останки Николая II и царской семьи.

Фото Максима КУЛИКОВА
↑ Наверх