Старые услуги по новым правилам
Возвращаемся к теме Правил предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу с 1 сентября
В прошлом году, сразу после утверждения этого документа, мы подробно рассказывали о грядущей коммунальной революции. Теперь пришло время напомнить самые важные ее последствия, неизбежные для всех, кто пользуется дома электроэнергией, водой, теплом и газом. Ведь незнание новых условий сосуществования граждан и ЖКХ может привести к значительным материальным потерям, а в худшем случае — еще и к отключениям от всех прелестей современной цивилизации. Новым правилам коммунуслуг посвящен очередной выпуск приложения «Наши права».
За своевременную установку счетчиков в вашей квартире отвечает управляющая компания.
307-е отменяется
С 1 сентября 2012 года прекращают свое действие старые правила предоставления коммунальных услуг гражданам, действовавшие последние 6 лет. Новый документ называется «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Он утвержден постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354.
Новые правила могут быть применены ко всем отношениям, вытекающим из старых договоров о коммунальных услугах, — но только в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этого документа. Тем не менее это хорошая возможность для горожан, дающая нам право заключить новый договор о поставке коммунальных ресурсов с УК, ТСЖ/ЖСК или непосредственно с производителями ресурсов (это теперь разрешено).
Можно напрямую
Исполнителями коммунальных услуг признаются организации, которые имеют на этот счет договоры с потребителями. Впервые в качестве исполнителей могут быть признаны не только УК (жилкомсервис) или ТСЖ, но и непосредственно поставщики тепла и воды в наши дома. Каждый владелец квартиры получил право заключить договор на поставку тепла и воды напрямую с ресурсоснабжающей организацией, минуя своих управдомов. Так уже давно делается в случае с электроэнергией. Теперь право на такой же порядок доступно и для всех остальных коммунальных ресурсов. При этом никто из исполнителей коммунальных услуг не вправе отказать собственнику квартиры, если человек обратился с предложением заключить письменный договор.
УК предоставляет коммунальные услуги с даты, указанной в решении общего собрания о выборе компании или ее назначении по итогам конкурса. ТСЖ и ЖСК начинают отвечать за предоставление услуг с даты их госрегистрации — но не ранее заключения договора с поставщиками ресурсов. Поставщики ресурсов, если договор с ними заключен напрямую, приступают к исполнению с даты, определенной в договоре.
В правилах установлены четкие сроки, в которые должен быть подписан и передан потребителям договор о коммунуслугах. УК или ТСЖ/ЖСК обязаны передать собственнику подписанный ими проект документа в двух экземплярах в течение 20 дней с момента обращения, после чего собственнику дается на подписание 30 дней с момента получения проекта — если у него нет возражений. К договору придется приложить копии свидетельства о праве собственности, паспорта и документов на приборы учета.
Для прямого договора с поставщиками ресурсов (минуя УК) придется написать заявление в двух экземплярах (с приложением требуемых документов) и подать его лично по месту нахождения поставщика ресурсов или отправить по почте. Там обязаны зарегистрировать документы, передав один экземпляр с отметкой о регистрации заявителю. Через 10 рабочих дней собственнику квартиры отправляется проект договора и дается еще 30 дней на составление и передачу протокола разногласий. Еще 30 дней положено исполнителю на то, чтобы принять поправки или отказаться от них, с письменным указанием причин отклонения. Гражданин вправе обратиться в суд и попробовать принудить коммунальщиков заключить договор в предложенном им варианте. Основание для отказа — единственное: отсутствие технической возможности предоставления услуги (например, в доме нет системы ГВС или центрального отопления).
Прямые договоры позволяют избегать ситуаций, когда граждане сполна платят все, что с них причитается, — а деньги оседают на счетах ТСЖ или жилкомсервисов.
Права и обязанности
Потребитель — то есть каждый из нас — имеет право:
- получать коммунальные услуги в нужных объемах и надлежащего качества;
- вовремя получать от исполнителя сведения обо всех задолженностях и переплатах, об основаниях и правильности начисления штрафов и пеней;
- требовать от исполнителей при их визитах в квартиру для снятия показаний счетчиков или для ремонта предъявления документов — удостоверений личности, нарядов, приказов, заданий и т. п.;
- ставить в квартиру или комнату любые приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ, — даже если они по функциональным возможностям отличаются от коллективного счетчика, которым оснащен дом, — требовать от исполнителя ввести их в эксплуатацию и платить по их показаниям начиная с 1-го числа следующего после установки месяца.
Потребитель обязан:
- ежемесячно с 23-го по 25-е число снимать показания с квартирных счетчиков и до 26-го числа того же месяца передавать их исполнителю;
- обеспечивать поверку квартирных приборов учета в нужные сроки, предварительно информировав исполнителя о дате снятия счетчика и последующей его установки;
- не реже раза в квартал допускать исполнителей услуг в свою квартиру для ремонта, осмотра внутриквартирного оборудования, проверки показаний счетчиков.
Коммунальщикам предписана открытость
Коммунальщики обязаны разместить на досках объявлений во всех подъездах следующую информацию:
- общие сведения об исполнителе коммунальных услуг — его адрес, государственная регистрация, режим работы, адрес сайта, адреса и телефоны диспетчеров и аварийной службы;
- размеры тарифов и реквизиты нормативных актов, их установивших;
- сведения о возможности установки приборов учета с рассрочкой на 5 лет от ресурсоснабжающей организации;
- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий;
- сведения о максимально допустимой мощности приборов и бытовой техники в данном доме;
- наименования, адреса и телефоны контролирующих организаций.
Исполнители коммунуслуг должны вести журналы учета показаний общедомовых счетчиков — и предоставлять их жителям по первому требованию в течение одного дня с момента обращения. Сроки и порядок снятия показаний счетчиков (жителями и контролерами) должны быть доведены до нашего сведения прямо в платежках.
Каждый из собственников и нанимателей жилья вправе потребовать и получить за 3 рабочих дня письменные сведения о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых счетчиков, по показаниям поквартирного учета и по нормативам — в том числе на общедомовые нужды.
Запрещено
Ряд запретов, которые прописаны в новых правилах, давно известен, но часто не исполняется. Так, мы не вправе использовать бытовые машины и приборы, мощность подключения которых выше максимально допустимых нагрузок внутридомовых систем. При этом предельные характеристики таких нагрузок должны быть рассчитаны исполнителем и доведены до нашего сведения путем вывешивания данных в каждом парадном. Это грозит запретом на использование современных стиральных и посудомоечных машин, пылесосов и даже чайников.
Из прочих запретов выделим следующие:
- слив теплоносителя без разрешения управляющей организации или ТСЖ;
- самовольный демонтаж, подключение или увеличение поверхности нагрева батарей (в том числе замена старых батарей на современные);
- самостоятельная регулировка внутриквартирных отопительных приборов;
- подключение к внутридомовым инженерным системам напрямую, помимо приборов учета.
Если что-то из вышеперечисленного будет обнаружено, потребителю пересчитают размер оплаты исходя из круглосуточной работы всех кранов и приборов в срок не менее полугода — если он не сумеет доказать документально, что подключился «только вчера».
Ищите формулы
В новых правилах предоставления коммунуслуг имеется 24 (!) типа формул расчета платежей за воду и водоотведение, тепло, газ и электроэнергию. Порядок расчета стоимости услуг определен в двух частях правил. Это пункты с 42-го по 60-й и приложение № 2. Лучше заранее поискать в документе формулы, которые будут использоваться конкретно в вашем доме и квартире. Так, в домах с общедомовыми приборами учета тепла порядок оплаты определен формулой, в которой четыре составляющих: показания счетчика, помноженные на частное от деления площади квартиры на площадь дома и помноженные на тариф.
На практике порядок платежей зависит от решения общего собрания собственников — если только ранее они не делегировали право решения таких вопросов своей управляющей организации. Условия и порядок необходимо прописать в договоре с управляющей организацией (жилкомсервисом или иной УК).
Придется пускать в квартиру
Если коммунальщикам потребуется провести какие-то работы в квартире, придется их пустить. При этом о будущем визите жителей должны извещать письменно за 3 рабочих дня. В письме должен быть указан также номер телефона, по которому можно согласовать удобное время визита. Ну а мы обязаны пускать коммунальщиков в свою квартиру не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления, иначе придется возмещать возникшие в связи с этим убытки.
Право на отключение коммунального ресурса у исполнителей появляется через 3 месяца после начала неплатежей (ранее — полгода).
Требования к договору
В договоре о предоставлении коммунальных услуг по новым правилам должно быть 17 обязательных требований. Помимо общих для любого договора сведений — даты, места, наименования, реквизитов и прочего — они обязывают нас включать в текст документа:
- порядок определения объема потребленного коммунального ресурса — исходя из нормативов, показаний счетчиков или иным способом — но обязательно из числа включенных в правила способов;
- наличие и тип счетчиков горячей и холодной воды и газа, распределителей тепла, дату и место их установки, дату опломбирования, сроки, порядок и периодичность поверки, порядок снятия показаний.
Если собственник квартиры заключает договор самостоятельно, надо не забыть указать помимо ф. и. о. дату рождения, паспортные данные и контактный телефон. А также адрес дома и номер конкретной квартиры, в которую будут поставляться услуги, — с указанием размера отапливаемых помещений и числа жителей.
В том же договоре должны быть указаны льготы и компенсации — если они есть, — которые получают жители, а также основания и порядок приостановки и ограничения услуг.
В договорах на прямую поставку коммунальных ресурсов придется определять границы раздела сфер ответственности. Обычно коммунальщики ответственны за поставку воды и тепла до границы раздела внутридомовых систем и централизованных сетей, в случае же прямого договора придется указывать технологические границы квартиры.
Врать — опасно
В правилах закреплено право коммунальщиков сверять показания индивидуальных и общедомовых приборов учета раз в три месяца. При расхождениях между данными, представленными хозяином, и реальными цифрами — при сохранности пломб и исправности прибора — будет сделан перерасчет, разницу могут заставить оплатить единовременно.
При нелегальном подключении к инженерным системам дома подключение будет немедленно демонтировано за счет виновника. Затем ему насчитают огромные суммы за полученные таким образом электроэнергию, горячую или холодную воду, газ или тепло. Сумма к оплате будет рассчитана как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для воды — пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы. Период незаконного подключения считается с момента прошлой проверки. А если ее ни разу не было — с момента постройки дома или покупки квартиры.
При «подкрутке» внутриквартирных счетчиков насчитают по вышеприведенной схеме за якобы круглосуточное потребление воды, газа и электричества исходя из мощности приборов и пропускной способности труб. Но не более чем за 6 месяцев.
Вообще же срок исковой давности, в который к нам могут быть предъявлены какие-то претензии, — 3 года. Более старые долги оплатить не заставит даже суд.
Отрежут или нет?
Новые правила частично меняют порядок приостановки или ограничения поставки коммунальных ресурсов. Без предварительного уведомления вас вправе отключить от коммунальных услуг в следующих случаях:
- с момента возникновения угрозы или аварийной ситуации в централизованных сетях;
- при стихийных бедствиях и ЧП;
- с момента выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к инженерным системам дома или города;
- с момента выявления в квартире любой техники, мощность которой превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем;
- с момента получения предписания органов контроля и надзора из-за аварии или угрозы безопасности.
При аварии, ЧП или стихийном бедствии исполнители коммунуслуг фиксируют в журнале учета дату, время начала — окончания и причину отключения. После этого коммунальщикам даются сутки для информирования жителей о причинах и сроках ограничений. Пересчитать оплату за недоданные услуги их исполнители обязаны самостоятельно.
Причин для плановых отключений — только две: неполная оплата полученных ресурсов и планово-профилактический ремонт. В первом случае письменное предупреждение вам должны передать под расписку или прислать заказным письмом за 30 календарных дней до отключения, во втором — уведомить за 10 рабочих дней. При этом неполной оплатой считается трехмесячная задолженность по оплате любой (одной) коммунальной услуги. Но не в любом размере.
Задолженность иметь невыгодно еще и потому, что долг вам обязаны будут насчитать по нормативу потребления, а не по показаниям счетчиков — даже если они у вас есть.
Порядок отключений
Порядок отключений также строго регламентирован.
- за трое суток до будущего отключения вас под расписку должны известить о будущем ограничении предоставления коммунальной услуги;
- через 30 дней после первого уведомления вводится ограничение на коммунуслугу на 30 дней. Однако при технической невозможности ввести ограничение услуга отключается сразу же после истечения первого 30-дневного срока;
- за 3 суток до окончания режима ограничений потребитель должен быть уведомлен под расписку о возможном полном отключении услуги.
Возобновить водо-, газо- и электроснабжение, а также работу канализации вам обязаны в течение двух суток со дня устранения причин отключений. К ним относится в том числе и заключение договора с УК о реструктуризации долга.
Правилами запрещается отключать и ограничивать предоставление всего двух видов услуг — по отоплению и по холодному водоснабжению. Правда, последнее — только в многоквартирных домах.
Предусмотрен и обратный порядок: за услуги плохого качества или предоставляемые с определенными перерывами нам обязаны возмещать убытки. Критерии качества каждой услуги содержатся в приложении № 1 к новым правилам. Однако денежная форма возврата не предусмотрена. Перерасход средств зачтут при составлении следующих платежек.
Возмещение неправедно взысканных с нас неустоек, штрафов и пеней предписано в следующих случаях:
- если исполнитель заключил договор об услугах и не начал их предоставлять;
- если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении — а фактически они были;
- если суммарное время перерывов и перебоев превышает допустимые пределы — для каждой услуги свои (они описаны в приложении № 1 к правилам);
- если давление холодной или горячей воды в точке разбора и газа в квартире не соответствует требованиям;
- если параметры напряжения и частоты в электросети квартиры не отвечают нормативам;
- если температура воздуха в квартире (в том числе в какой-то комнате) ниже 18 градусов (для угловых — 20) или давление во внутридомовой системе отопления меньше норматива.
В последнем случае в эту сумму можно будет включать затраты на установку уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замену разбитых стекол и утепление входных дверей в парадных — если их несли сами граждане.
Метки: Наши права «Жилкомхоз»
Важно: Правила перепоста материалов