Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Стефания САНДРЕЛЛИ: Иметь работу, от которой летаешь, — мечта любого человека

Легенда итальянского кино представила на недавнем Петербургском кинофоруме свой режиссерский дебют: ленту «Кристин, Кристина»

Пожалуй, единственной, кого на красной дорожке Кинофорума российская публика узнала и без объявления звездного статуса, была Стефания Сандрелли. Легенда итальянского кино, муза Бернардо Бертолуччи,  Пьетро Джерми и Тинто Брасса приехала на фестиваль не свадебным генералом, но в качестве режиссера собственного фильма. Легкая на подъем, живая, общительная, с блеском в глазах и легким налетом скепсиса в адрес современной киноиндустрии — такой она предстала и во время эксклюзивного интервью нашей газете.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

 Мне повезло на встречи с великими режиссерами
— Синьора Сандрелли, русский народ обожает итальянское кино и — что не менее важно — итальянских актрис. Редкий человек в Петербурге не смотрел «Развод по-итальянски», «Ключ» или «Конформиста». Ваше имя часто ставят рядом с именем Бертолуччи. Как вы познакомились с великим режиссером, как появились в его картинах?
— Все это началось довольно давно, дайте вспомнить — вначале я посмотрела первый фильм Бернардо Бертолуччи. Но это было уже после того, как мы познакомились с ним лично, ведь мой первый муж, отец моего ребенка, как раз занимался музыкальным сопровождением к этому фильму. И когда в 1968-м он пригласил меня сниматься в «Партнере», я ему доверилась. Доверилась — и все. Думаю, нас сблизило то, что мы вместе начали эту киноэпопею очень молодыми людьми, и потом мы оба так любили кино, что не могли не найти друг в друге союзников. Это была гармония, с ним было легко работать.

 

— Бертолуччи давил на актеров или позволял им импровизировать, раскрываться с неожиданной стороны?
— Я снялась у него в четырех фильмах, и он мне всегда говорил: у тебя есть возможность взять самое лучшее из роли! Это правда. Я так устроена, я впитываю как губка все, что происходит вокруг меня, и затем переношу это на съемочную площадку, это мой стиль работы. А Бернардо на съемочной площадке давал много свободы актерам. Вот, например, уже отсматривая снятый фильм «Конформист», я узнала эпизод, который мы с партнером делали «не на камеру». Просто, когда завершился сюжетный ход, мы продолжали говорить и работать в кадре, а Бернардо нас не останавливал. Эта фантазия, импровизация  полностью вошла в фильм. Знаете, у меня счастливая актерская судьба. Мне повезло на встречи с великими режиссерами современности, с разными режиссерами, непохожими. Это восхитительно и магически, что я ни разу не испытала разочарования. Просто одни фильмы были более популярными, другие — менее, но у меня всегда была возможность взять лучшее от ролей. Получать таких партнеров для работы, как Марчелло Мастроянни, как Жан-Луи Трентиньян! За такое благодарят судьбу.

Нашла героиню в своей дочери
— Сейчас, сегодня вы чувствуете себя как легенда, как человек, который уже внес вклад в историю европейского кино, который все уже сделал? Или как итальянка, как женщина, мать взрослой дочери?
— Кино или жизнь? О, я рано начала работать в кино и быстро поняла, что целоваться на съемочной площадке — совсем не то, что целоваться в жизни. И все равно кино для меня — это все. Когда слышу слово «мотор!», я летаю. Иметь такую работу, от которой летаешь, наверное, мечта любого человека, женщина это или мужчина. Но кино — опасная работа, потому что при всей легкости, иллюзии игры это тяжелая  игра. К которой надо иметь призвание. Легкость и силу одновременно. Опасная для жизни работа, потому что дети в жизни — тоже самое важное. Моя дочь Аманда, которая согласилась в моем фильме играть роль, — сделала подарок для меня. Потому что она сама  хозяин своей судьбы, серьезная актриса, уделяющая время прежде всего театру, и вот пошла мне навстречу как режиссеру. Я пригласила ее не потому, что она моя дочь, а потому, что она оказалась удивительно похожа на героиню. Она такая же миниатюрная, с чистым открытым лицом, какое мне было нужно. Ведь в сегодняшнем кинематографе трудно найти актрису без лифтинга, без этих ужасных губ, в общем, мне была нужна Аманда. И при этом она все же не тинейджер.

— У вашего режиссерского дебюта — женское лицо, фильм «Кристин, Кристина» кто-то даже называл «феминизмом эпохи средневековья». Почему вы взялись за такую тему? Личный опыт?
— Я прогуливалась по Риму и набрела на книжный магазинчик, где увидела томик стихов с портретом своей дочери на обложке! Но стихи датировались ХIV веком! Так я узнала о существовании Кристины из Паццано, узнала Кристину ди Пизан — первую поэтессу, осмелившуюся описать мужскую красоту. Историю вдовы с двумя детьми, сумевшей переломить жизненные обстоятельства, мне захотелось рассказать зрителям.Человеческая история настолько захватывающая, что я могла бы снять 10-часовой фильм, но я уважаю публику — и сделала фильм на полтора часа.

— Фильм для публики или фильм для себя?
— Непростой вопрос. Меня поразила судьба женщины, я почувствовала необходимость рассказать эту историю. Думаю, так и начинаются все фильмы. И еще думаю, что каждый актер рано или поздно мечтает встать по ту сторону камеры. Лет 20 назад я пыталась это сделать, но, вы понимаете, для женщины это тяжело, да и средств не было. В «Кристин…» я снимала независимое кино. Не просила помощи у итальянской киноиндустрии, у меня было мало средств, но я сумела их грамотно распределить и сделала то, что хотела. Действие происходит во Франции, но семь сцен я снимала в разных городах Италии — и не прогадала. Я такой человек, который всегда делает только то, что мне нравится. Вот я на Кинофоруме не пошла смотреть фильм Альмодовара только потому, что все пошли смотреть.

Обожаю Тарковского!
— Что значат для вас слова «русское кино»?
— Тарковский. Как я его люблю! Его «Ностальгия» — это фильм о человечности. Эпизод со свечой могу пересматривать и пересматривать. Мне вообще кажется, что в этом миссия кино — нести миру человечность.  Обожаю Мастроянни в фильме Михалкова «Очи черные», но, признаюсь, у Михалкова смотрела не все. Очень ищу фильм с вашим актером Гуськовым. «Концерт» называется, это совместный фильм: Бельгия, Италия, Россия, Румыния, Франция, прошлогодний, но я его пропустила. Еще я поговорила бы  с вами о русской поэзии, но — увы — время истекло…


ДОСЬЕ
Стефания Сандрелли родилась 5 июня 1946 года. Свою актерскую карьеру начинала как танцовщица и победительница конкурсов красоты, дебютировала в 1961 году фильмами «Ночная молодежь» Марио Секуи и «Фашистский вожак» Лючано Сальче. Для кино ее открыл Пьетро Джерми в комедиях «Развод по-итальянски» (1961) и «Соблазненная и покинутая» (1964).
Снимаясь в фильмах разных жанров у режиссеров Пьетро Джерми, Марио Моничелли, Луиджи Коменчини, становится одной из ведущих актрис итальянского кино. Зрелым профессиональным мастерством отмечены ее работы в фильмах Бернардо Бертолуччи «Партнер» (1968), «Конформист» (1970),  «Двадцатый век» (1976), «Ускользающая красота» (1996). а также в лентах Этторе Сколы «Мы так любили друг друга» (1974), «Терраса» (1979), «Семья» (1987). Актриса ярко выраженных режиссерских предпочтений, она снималась также у зарубежных постановщиков: «Маги» (1975, Франция) Клода Шаброля, «Полицейский пистолет «Питон-357» (1975, Франция) Алена Корно, «Учитель плавания» (1978, Франция) Жан-Луи Трентиньяна, «Топить запрещено» (1987, Франция) Пьера Гранье-Дефера, «Африканка» (1990, совместно с Германией и Францией) Маргрете фон Тротты. 

Беседовала Наталья ЛАНЦОВА
↑ Наверх