Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Сто лет спустя — получилось

До 8 декабря Научно-исследовательский музей Академии художеств приглашает на выставку «Романовы — царственные покровители искусства»

Приурочена она к нынешнему 400-летнему юбилею Дома Романовых, но планировали показать ее еще сто лет назад. По многим причинам выставка тогда не состоялась. «Мы, не претендуя на полную реконструкцию, смогли включить в свой  проект часть того, что собирались показать в 1913 году», — сказала на церемонии открытия заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского музея Академии художеств Вероника Богдан.

Некоторые экспонаты демонстрируются впервые — например, оригинал устава академии, подписанный собственноручно Екатериной II, и подготовительные рисунки Михаила Зичи для коронационного альбома Александра II. Уникальны и отреставрированные фрагменты монументально-декоративных росписей Таврического дворца, выполненные под руководством придворного архитектора Александра I Луиджи Руски. 

«Чтобы убедиться, что Романовы — покровители искусств, достаточно пройтись по городу: самые значительные постройки так или иначе связаны с царской семьей, — говорит старший научный сотрудник Музея Академии художеств Елена Иванова. — Можно, конечно, сказать — они все эти дворцы строили и памятники ставили для себя. Но это не так: Елизавета Петровна, торопя строителей Зимнего дворца, аргументировала это тем, что дворец они воздвигают «во славу России»; кстати, сама она и пожить-то там толком не успела».

На выставке — живописные, гравированные и скульптурные портреты практически всех представителей династии, среди них — неосуществленный проект памятника Александру II работы немецкого ваятеля И. фон Гальбиха и впервые показанный портрет великого князя Андрея Владимировича в полный рост работы скульптора Паоло Трубецкого. Интересно, что знаменитый памятник Николаю I на Исаакиевской площади задуман был совершенно по-другому: лошадь спокойно стояла, и только в окончательном варианте конь взвился на дыбы. «То, что был выбран последний вариант, спасло памятник от уничтожения в советское время, — продолжает Елена Борисовна. — Была «запущена» легенда о том, что конный памятник на двух опорах — единственный в мире. На самом деле таких памятников несколько: я сама видела в Австрии, есть и в других странах». Но в России-то — точно единственный...

В Голубом зале музея мы чуть больше узнаем о Екатерине II: к примеру, увидим модели знаменитых строений Древней Греции и Рима из пробки, которые императрица заказала в Италии для внуков Александра и Константина. Здесь же представлены акварели французского художника Шарля-Луи Клериссо с видами памятников античности. Один из листов пожелтел больше остальных: вполне возможно, он украшал личные покои императрицы.

↑ Наверх