Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 17 сентября 2019

Страшнее ГИМСа зверя нет?

Из-за прорех в законодательстве и самоуправства чиновников едва не была сорвана регата «Паруса белых ночей»

Представьте себе следующую ситуацию. В Санкт-Петербурге должен пройти чемпионат Европы по футболу. Однако непосредственно перед первым ударом по мячу эти самые мячи задерживает на границе таможня. Дальше — больше: вдруг выясняется, что аккурат в день финала в центре футбольного поля должна быть возведена огромная сцена — мол, через две недели здесь должен пройти статусный концерт, а футболисты пусть бегают с мячом вокруг сцены…

Парусники в акватории Невы сегодня — редкое зрелище.

«Чушь собачья!» — скажете вы. И будете правы. Однако схожий сценарий едва не реализовался на регате «Паруса белых ночей — Кубок Дворца конгрессов». Регата, уже седьмой год проходящая в начале июня на Неве напротив Петропавловской крепости и ставшая визитной карточкой города, едва не оказалась на грани срыва.

Напомним суть соревнования: двенадцать экипажей из первой сотни мирового рейтинга Международной федерации парусного спорта (ISAF) состязаются в формате матчевых гонок, один на один, выявляя сильнейшего. Яхты «Santer-760» гонщикам предоставляет Санкт-Петербург­ский морской яхт-клуб. Трасса гонок удивительно красива — но при этом столь же коварна. Тем не менее за годы проведения регаты на Неве победителями становились не только россияне.

Однако в этом году на пути и яхт, и иностранных яхтсменов неожиданно встала Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС). Как поведала корреспонденту «ВП» директор регаты Наталья Федорова, инспектора ГИМС, ссылаясь на новации в российском законодательстве, заявили, что они теперь не вправе разрешать движение спортивных яхт по внутренним водоемам. Но вправе запретить — по крайней мере на три дня — время рассмотрения ГИМС письма, которое должен будет написать оргкомитет регаты с просьбой о выводе яхт из-под ответственности ГИМС.

А потом на глаза инспекторам попались новозеландские яхтсмены, которые якобы не имели лицензии на плавание во внутренних водах России. Притом что и Уильям Тиллер, и Рубен Корбетт уже участвовали в «Парусах белых ночей», а Корбетт даже становился ее победителем. По мнению Натальи Федоровой, все это было не просто «перебдение» инспекторов, а акция, согласованная с руководством ГИМС, — возможно, для того, чтобы подчеркнуть важность ведомства в изменившейся правовой ситуации.

Вопрос, как водится, решился по-российски: телефонное право победило право бюрократическое. Президент Санкт-Петербург­ского парусного союза Сергей Алексеев позвонил в Смольный — и звонка из городского правительства хватило, чтобы умерить административный раж. Тем не менее сутки яхты простояли на мертвом якоре, а яхтсмены оставались на берегу.

Не успела разрешиться ситуация с ГИМС, как новая напасть. Организаторы праздника выпускников «Алые паруса» за две недели до его проведения решили установить — как раз в день проведения финала регаты — напротив Петропавловской крепости баржу 130-метровой длины, на которой должна быть смонтирована огромная сцена. Вопрос, мол, с городом согласован, а про регату им ничего не известно. Здесь на защиту интересов яхтсменов встало управление Волго-Балтийского водного пути, которое тоже «забыли» предупредить: ведь огромная баржа, болтающаяся в Неве две недели, может представлять серьезную угрозу для навигации.

К счастью, регата, несмотря ни на что, состоялась. И в этом году она была особенно интересна для любителей парусного спорта. Во-первых, из-за капризов ветра дистанцию пришлось проложить практически по западной оконечности Заячьего острова, так что зрители могли видеть и слышать все, что происходило на борту яхт-соперниц. А во-вторых, «выстрелили» новозеландцы, первыми принявшие на себя выпад ГИМС. Уильям Тиллер продемонстрировал такой агрессивный стиль ведения гонки, что оставил не у дел и трехкратного победителя регаты Андрея Арбузова, и своего соотечественника Рубена Корбетта, также побеждавшего в Петербурге. В финале Тиллер победил москвича Владимира Липавского, также «темную лошадку» регаты. Корбетт в итоге стал третьим. 

Ну а чемпионат Европы мы упомянули в начале статьи не случайно. В следующем году регата «Паруса белых ночей — Кубок Дворца конгрессов» будет иметь статус чемпионата Европы. Проверять готовность Петербурга к принятию соревнования континентального уровня приехал председатель комитета ISAF по матчевым гонкам Хенри Менин. Который по завершении регаты задал ее директору резонный вопрос: «Г-жа Федорова, мы восхищены вашим умением решать возникающие проблемы. Но где гарантия того, что на будущий год не возникнет проблем вдвое больше, а главное, вы сумеете их решить и чемпионат состоится?» Ответа, понятное дело, он получить не мог.

Кстати

Парусный сезон в Санкт-Петербурге продолжается.

16 - 17 июня в яхтенном порту «Геркулес» (Санкт-Петербург, пос. Лахта, ул. Береговая 19) пройдет традиционная парусная регата «Sea Brothers Race» в классе «Оптимист».

В регате примут участие юные спортсмены от 8 до 15 лет из Москвы, Великого Новгорода, Тольятти, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Гоночные дистанции будут располагаться в Невской губе Финского залива напротив пос. Лахта и Ольгино. 

За два соревновательных дня планируется провести 8 гонок.

Расписание соревнований.

16 июня. 11:00 Церемония открытия. 12:00 Старт первой гонки

17 июня. 11:00 Начало соревнований. 17:00 Церемония награждения

Борис ОСЬКИН, фото автора
↑ Наверх