Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Стрелки переводят не на тех

«Ошибки» в новых платежках — результат элементарной безграмотности

 

— Вы пишете, что многие получили в октябре платежки с какими-то запредельными суммами, а у нас все наоборот, — рассказала позвонившая в редакцию читательница. — В августе был выставлен счет на 4200 с копейками, а в октябре — всего на 2800, к оплате же вообще всего 1503 рубля, с учетом зачетов сентябрьских переплат за отопление, которое не подлежало оплате. И в соседних домах примерно такая же картина — знаю потому, что мои родственники рядом живут...

Проблемы возникают в основном у жителей домов, управляемых жилкомсервисами Фото: Людмилы РЯБКОВОЙ


В дальнейшем разговоре выясняется, что дома нашей собеседницы и ее родных управляются ТСЖ — но по тарифам, общим для всего города. Естественно, такая странная на общем фоне информация заставила нас выяснить причину. Почему в одних домах оплата выросла чуть ли не вдвое, а в других — уменьшилась наполовину? Ситуацию комментирует Светлана Морозова — член президиума ассоциации ТСЖ Центрального района.

— Светлана Григорьевна, в редакцию поступает весьма разнородная информация. В одних домах к новым платежкам вопросов не возникает, в других — масса проблем...
— В домах, управляемых ТСЖ, входящими в нашу ассоциацию, особых проблем с новыми формами платежных документов, тарифами и нормативами не возникает. Дело в том, что мы отрабатывали расчеты по новым формам достаточно давно. Ведь Минрегион опубликовал новую форму платежки еще полтора года назад. Было время применить рекомендации к своим домам и хорошо подготовиться. Так что ТСЖ, в которых загодя была проведена предварительная работа, достаточно легко добавили в платежки те графы, которые введены с 1 сентября в связи с вступлением в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ № 354). Считаю, что требования новых правил совершенно обоснованны и установлены в интересах граждан. Люди наконец-то получили возможность знать, за что именно они платят и сколько, контролировать расходы на свою квартиру и на дом в целом.

— Однако странно, что эта возможность вылилась в резкий рост платежей...
— В домах наших ТСЖ рост по сравнению с августовскими платежами небольшой, ровно на ту сумму, на которую были повышены тарифы и нормативы, — а это 10 — 15%. Проблемы с какими-то гигантскими суммами возникают в основном у тех, кто получает розовые квитанции, подготовленные централизованно в ВЦКП. То есть у жителей домов, управляемых жилкомсервисами. 

— В оправдание нам заявляют, что расчеты слишком сложные и непродуманные...
— О сложности говорят люди, которые явно не читали постановление правительства и новые правила. Там все предельно ясно и достаточно просто. Всего лишь и нужно было — забить в компьютер правильные формулы. И все, проблем нет! Единственную сложность для нас составило поведение комитета по тарифам, который слишком поздно утвердил новые тарифы и нормативы. Да и городские власти могли бы пораньше определиться, переходит город на новые правила или нет. Такое право было дано субъектам Федерации еще 27 августа. Из-за этой медлительности до 15 сентября все были в подвешенном состоянии. 

— Может быть, действительно лучше было бы повременить?..
— Я считаю, что власти могли бы горожан и пожалеть. Лучше всего было, раз федеральные власти отдали это на откуп регионам, ввести новый порядок с нового календарного года. 

— Как утверждают, власти посчитали, что город к новому порядку готов лучше, чем кто бы то ни было.
— Чтобы быть готовым, надо готовиться. Как именно готовились, мы уже увидели. К нам в ассоциацию приносят на консультацию десятки розовых квитанций, и мы просто диву даемся, как можно было такие грубые ошибки совершать! Я вообще в легком шоке от сумм, которые пытаются взимать за холодное водоснабжение и водоотведение. Ведь в правилах четко написано, что если счет от «Водоканала» меньше суммарных показаний счетчиков и нормативов, за ХВС и водоотведение на общедомовые нужды вообще ничего не взимается! Ни копейки! Но жилкомсервисы, похоже, просуммировали вообще все, что только возможно...

— Имеются в виду дома с узлами учета? Но ведь счетчики есть далеко не везде...
— Узлы учета холодной воды есть в каждом многоквартирном доме. И в каждом доме есть экономия данного ресурса, так как суммарное потребление квартир всегда выше показаний общедомового счетчика. Разница возникает в связи с тем, что индивидуальные счетчики стоят не в каждой квартире. Квартиры без счетчиков расплачиваются по нормативам, которые завышены. Их перерасход вполне перекрывает те затраты воды, которые нужны на содержание дома. Казалось бы, все просто и понятно. Так нет, в жилкомсервисах почему-то плюсуют к этим данным еще и норматив на общедомовую воду, и норматив на водоотведение. Я, например, видела квитанцию, в которой указано 50 кубов на воду и 150 — на водоотведение!

— Но с отоплением картина менее ясная.
— К сожалению, да. Особенно в тех домах, где нет общедомовых узлов учета тепла. Новые правила обязывают оплачивать отопление общих площадей, и нередко получается, что содержать их в отопительный сезон выходит дороже, чем свою квартиру. Это связано с неразберихой по определению площади общедомового имущества. Информация, которая содержится в паспорте дома, зачастую недостоверна. Видела, например, паспорт, в котором значилось… пять однокомнатных коммунальных квартир! Зная эту проблему, надо было готовиться заранее — обмерять, считать, вносить изменения в документы...

— И наверное, надо было какую-то учебу проводить? А так опять получилось вполне по Черномырдину — «хотели как лучше, получилось как всегда». Только народ обозлили в очередной раз.
— Схема ошибок вполне проста: исходные данные учли неверно, формулы использовали неверно, показания общедомовых счетчиков зачастую не учли вообще. Вот и получилось как получилось. К счастью, не у нас: ТСЖ в очередной раз справились вполне неплохо. И тем не менее кое-что позитивное есть даже в этом платежном скандале. Хорошо, что он достиг таких масштабов. Именно это дает гарантию, что перерасчет людям будет сделан адекватно. А если бы жилкомсервисы «откусили» себе небольшие кусочки, никто и внимания не обратил бы. Зато данная ситуация заставит горожан более пристально следить за правильностью данных в платежных документах даже тогда, когда суммы в них перестанут внушать ужас.

От редакции

 На наш взгляд, ситуация ясна до предела. Попытка городских властей «перевести стрелки» на федеральную власть — мол, именно она и установленные ею правила повинны в этой неразберихе — не внушает доверия. Если новые правила плохи, они должны были быть плохи для всех. Но почему-то ТСЖ в основном всё считают вполне адекватно, а жилкомсервисы и обслуживающий их ВЦКП — нет. Не пора ли на себя оборотиться? 

 

↑ Наверх