Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

«Строгий юноша» выставлен в Мраморном дворце

25 июля на Смоленском кладбище был похоронен «золотой» барабанщик группы «Кино» и художник Георгий Гурьянов

А накануне, 24 июля, в Мраморном дворце на экспозиции Музея Петера Людвига открылась выставка, посвященная его памяти. Совсем небольшая, спешно подготовленная отделом новейших течений Русского музея, который сразу после основания, в начале 90-х, начал покупать работы современных петербургских художников круга Тимура Новикова. Тогда они были еще мало кому известны, маститым искусствоведам их творчество часто казалось мистификацией, игрой. Поэтому стоит отдать должное сотрудникам отдела, разглядевших в этих «странных играх» нечто важное, выражающее дух времени.

Едыге Ниязов. Георгий Гурьянов. Черно-белая фотография.

Зритель, который придет в Мраморный дворец, увидит четыре портрета Георгия Гурьянова из коллекции Русского музея. Это фотопортрет молодого Гурьянова, сделанный известным фотомастером Едыге Ниязовым, портреты, написанные Олегом Котельниковым (1985 - 1986), Тимуром Новиковым (1987). И «Автопортрет» художника, созданный им в 1993 году, когда в Русском музее прошла его персональная выставка, на которой демонстрировалась серия картин, посвященных греко-римской классической борьбе, дополненная античными слепками.

На портрете Олега Котельникова Георгий изображен в образе денди. Этот образ, отсылающий к императорскому Петербургу, к пушкинскому Онегину и лермонтовскому Печорину и далее — к Бо Бруммелю, лорду Байрону и Оскару Уайльду, в постсоветском Петербурге 90-х годов был диковинкой.

Георгий часто цитировал Оскара Уайльда, говоря, что «каждый должен быть произведением искусства». Неудивительно, что желающие сделать портрет этого красивого денди стояли в очередь.

Олег Котельников. Портрет Георгия Гурьянова. 1985 - 1986.Бумага на оргалите, темпера.

Портрет, написанный Тимуром Новиковым, главой петербургского неоакадемизма, ориентированного на идеалы классического искусства — от античности до сталинского ампира, известен под названием «Строгий юноша». На нем Георгий изображен обнаженным юношей с веслом. Сам Гурьянов когда-то рассказывал, что Тимур написал этот портрет очень быстро. Сеансы происходили в мастерской Сергея Бугаева-«Африки» на Фонтанке, и Тимур торопился закончить работу до возвращения хозяина. Многих интересовало, почему Тимур Новиков написал свою модель именно в образе юноши с веслом. На этот вопрос Георгий отвечал, что именно такой образ у него тогда был.

Стоит расшифровать и название «Строгий юноша». Неокадемисты были буквально зачарованы фильмом Абрама Роома «Строгий юноша», снятым режиссером по пьесе Юрии Олеши в 1935 году. Фильм этот — утопия, повествующая о любви и ревности в идеальном бесклассовом обществе, - не укладывался в жесткие рамки соцреализма и вскоре был запрещен Сталиным. Вождя испугали «формалистические выкрутасы, безвкусная стилизация, погоня за внешней красивостью, эстетство, стилизаторство, мистическая бесплотность форм» (так было написано в постановлении 1936 года о запрете фильма).

Главные герои, облаченные в белые одежды, в особенности «волшебный комсомолец» и «строгий юноша» Гриша, сыгранный невероятно красивым актером Дмитрием Дорлиаком, действительно казались занесенными в Страну Советов из какой-то другой эпохи или даже с другой планеты. Но именно за все то, что возмутило сталинских цензоров, картину Роома нежно и преданно любили неокадемисты. А в Георгии Гурьянове они видели воплощение этого прекрасного инопланетного «строгого юноши».

Тимур Новиков. «Строгий юноша» (Портрет Георгия Гурьянова). 1987. Холст, акрил.

Все-таки он не ограничился созданием произведения искусства из самого себя, и в конце 80-х годов начал писать картины. Стилистика его работ отсылает не только к фильму Абрама Роома «Строгий юноша», но и к картинам Райнера Вернера Фассбиндера, отчасти и к Лукино Висконти, к идеалам Древней Греции и Древнего Рима, к творчеству крупнейших советских художников Александра Дейнеки и Александра Самохвалова. Героями его были матросы, летчики и, конечно, спортсмены — борцы, гребцы, боксеры.

Сам художник не раз повторял, что смотреть на сильное, загорелое, освещенное солнечными лучами и обдуваемое морскими ветрами тело гораздо интереснее, чем пялиться с умным видом в «Черный квадрат».

Справка

Георгий Гурьянов (1961 - 2013), рок-музыкант, барабанщик группы «Кино» и художник, скончался в Петербурге после тяжелой болезни 20 июля 2013 года. Похоронен 25 июля на Смоленском кладбище.

↑ Наверх