Строили и построили? Ура?..
Музей истории религии до 30 августа приглашает на выставку «Лаковая живопись: Федоскино, Палех, Мстера»
Здесь представлено 50 экспонатов, выполненных в XVIII — XX вв. мастерами трех основных российских центров производства изделий, украшенных лаковой живописью, — Федоскина, Палеха и Мстеры.
Лев Фомичев. «Советская наука». Фрагмент. 1986. Мстера.
Гвоздь экспозиции — шесть панно, выполненных мстерскими мастерами по заказу музея в середине 1980-х. «Над этими панно работали лучшие мстерские художники, — рассказывает куратор Марина Басова, — они иллюстрировали советские традиции и праздники. А потом тема расширилась, мы решили показать всю лаковую живопись, которая есть в нашем собрании: пасхальные яйца федоскинской фабрики Лукутиных, палехские и мстерские лаковые шкатулки 1930 — 1950-х, палехские и мстерские иконы».
Если Палех и Мстера до 1917 года были центрами иконописи, то федоскинский промысел (изначально село называлось Данилково) был светским, и начался он в XVIII веке... с изготовления лаковых козырьков для нужд армии. Потом стали делать шкатулки, украшать их живописью со сказочными или бытовыми сюжетами — чаепития, тройки, пляски. Федоскинская роспись отличается от палехской и мстерской реалистической манерой. Художники Палеха и Мстеры, «переквалифицировавшись» после 1917 года, от иконописной стилистики не ушли (как и от техники — в отличие от федоскинских шкатулок, которые расписываются маслом, роспись палехских и мстерских выполняется темперой), а просто приспособили ее к новым сюжетам. «Такой переход спас промысел и в определенной степени расширил возможности, — считает Марина Владимировна. — Сейчас и иконопись возродилась, и прикладным искусством продолжают заниматься».
Огромные панно, изготовленные мстерскими художниками, посвящены всему советскому — науке, искусству, труду, селу, революционным праздникам и бытовым обычаям. В композиции, стиле и колорите легко угадывается первоисточник — традиционная русская икона. Художник Лев Фомичев поместил в центр панно «Советская наука» фигуру, напоминающую ангела, но крыльев у него нет, а летает он с помощью — чего бы вы думали? — формулы E = mc2. Влияние иконописи никто не скрывал: советский писатель номер один Максим Горький говорил, что после «конца иконописи» искусство продолжает жить само по себе.
«Предполагалось поместить эти панно в экспозицию для иллюстрации новой обрядности, но времена изменились. Иногда мы показывали их на выставках, но все вместе они выставляются впервые», — говорит Марина Басова.
Надо сказать, что палехские художники не отставали от мстерских в возвеличивании советского строя: на выставке представлены шкатулки, на крышках которых едет на лихой тачанке Чапаев, простые крестьяне знакомятся с текстом сталинской Конституции... Бывшие иконописцы весьма часто изображали и Ленина, и Сталина — не этой ли чертой советской пропаганды объясняется каша в головах многих соотечественников, готовых, увы, молиться на «иконы Сталина»?..