«Строить на местах захоронений просто неприлично»
Так заявил губернатор Георгий Полтавченко
Дело о застройках исторических кладбищ сдвинулось, наконец, с мертвой точки. Сотни тысяч надгробий, уничтоженных эпохами революционных переустройств, одинокие голоса историков в их защиту — если бы не история 2013 года с намеченной застройкой Фарфоровского кладбища, городские властные структуры, похоже, так и отмахивались бы от этой проблемы, доставшейся им в наследство от советской власти. Наконец, благодаря массовым протестам горожан, запросам депутатов и аргументированным мнениям экспертов проблема была признана требующей безотлагательного разрешения. Иначе — быть строительным котлованам на месте тех кладбищ, что сровняли с землей в 1930-х. А в аллеях исторических некрополей, охраняемых государством, — подниматься на месте старых надгробий новым: апофеозом безвкусице. Что видим у часовни Ксении Блаженной на Смоленском кладбище, попавшей в ожерелье монументов криминальных авторитетов 1990-х.
Защищая Фарфоровское, общественники делали архивные изыскания, предъявляли застройщику старые планы города — тот их отрицал. Теперь эти полномочия делегированы КГИОПу — в городском ведомстве по охране памятников истории и культуры две недели назад создан сектор государственного учета исторических захоронений. Этот позитивный момент был отмечен вчера на заседании Совета по сохранению культурного наследия Петербурга. Совет возглавляет губернатор города Георгий Полтавченко.
«Двух мнений быть не может: что-то строить на местах захоронений просто неприлично», — коротко изложил Полтавченко свою позицию насчет превращения кладбищенских земель в строительный резерв. Губернатор высказался за инвентаризацию, экспертизу и определение границ исторических захоронений. Также — за доработку регионального законодательства. «Принять все меры, чтобы не застраивать кладбища», — еще раз повторил Георгий Полтавченко.
Также рассмотрели плачевное состояние деревянного зодчества, признав, что в этом вопросе по-прежнему — катастрофа.
Последним вопросом была Греческая церковь, уничтоженная в 1962 году ради строительства БКЗ. Проголосовали за то, чтобы отстроить ее рядом заново, по историческим чертежам. Инициатива принадлежит греческой общине. Стоимость проекта — не менее 200 млн. рублей на строительство плюс еще неочевидная сумма компенсации той компании, что уже ведет на этой площадке строительство расширенных касс БКЗ. Члены совета, разумеется, озадачились потенциалом греческой общины, но от представлявшего проект архитектора узнали лишь ее численность — 2,5 тысячи человек.
«Вечерний Петербург» связался по телефону с главой общины Алексеем Георгиевичем Дросиди, владельцем растениеводческого и животноводческого фермерского хозяйства в поселке Сельцо Волосовского района Ленобласти, а также автотранспортного хозяйства в Красном Селе. Алексей Георгиевич сообщил: «Мы с кружкой бегать не будем, и деньги у госпредприятий просить не будем». По его словам, община рассчитывает на помощь ассоциации греков России, а также греков из Салоник. Где, несмотря на общегреческий кризис, сооружается «огромная церковь святого Луки и куда 7 июня приедет патриарх Кирилл».
Между тем
Сегодня, 6 июня, в Куйбышевском районном суде продолжится рассмотрение дела по иску одного из потомков тех, кто похоронен на Фарфоровском кладбище, — против постройки торгово-развлекательного центра на территории бывшего Спасо-Преображенского (Фарфоровского) кладбища. Аргументы истца — заверенные копии карт Петрограда (1916 г.) и Ленинграда, на которых четко обозначены границы кладбища.