Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Он больше не студент

Очередной «зацепер» упал под колеса поезда метро

Проверку обстоятельств смерти 24-летнего студента Университета информационных технологий, механики и оптики Александра Кузнецова в тоннеле метрополитена проводят сотрудники Следственного комитета РФ по Петербургу (СК). Погибший пытался прокатиться между вагонами состава, но сорвался и упал под колеса.

Дурная смерть. Особенно для взрослого человека. Кто он? Знакомьтесь. Как стало известно из эпитафий в блогах, Александр Кузнецов, студент, приехавший из Казахстана, причислял себя к «зацеперам». Актуальный в новом веке термин. Это люди, которые пытаются, забравшись на крышу, между вагонами поезда, добраться из точки А в точку Б. Ради чего? Наверное, ощущения какие-то особенные. А еще ради того, чтобы заснять себя на видео и выложить в Интернет свой триумф. Увы, триумфа не случилось.

Когда машинист поезда, отправившегося со станции метро «Улица Дыбенко», увидел вдалеке, под светом фар, посторонний предмет на рельсах, он перепугался и начал процедуру экстренного торможения. К счастью, он успел остановить состав вовремя. Но каков был его ужас, когда, выйдя из кабины, он увидел, что этот самый «посторонний предмет» — человек, молодой парень, погибший под колесами предыдущего состава!
Уже потом, когда служба безопасности подземки начала изучать видеозаписи, выяснилось, что машинисты не виноваты. Погибший оказался экстремалом, прыгнувшим в пространство между вагонами после того, как поезд уже тронулся. Проверяющим еще предстоит установить: то ли парень неудачно зацепился, то ли его ветром сдуло.

Пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель рассказала корреспонденту «ВП»:
— Оранжевая ветка в самый час пик (а парень прыгнул на поезд около пяти вечера) встала на 20 минут. Работникам метрополитена тоже мало не показалось. А многим еще придется встречаться с сотрудниками СК. И знаете, наши специалисты изучали этот вопрос. Бороться с «зацеперами» практически невозможно.
— В смысле?
— Можно ограждения поставить, как на московских станциях. Но ограждения там стоят, а «зацеперы» гибнут. Мы сейчас пространство между вагонами закрываем решеткой. Чтобы люди, если что-то случилось или плохо им стало, туда не падали. Но от «зацеперов» решетки не спасают. Снять их вовремя тоже трудно. Сотрудники службы безопасности одновременно следят за разными видеокамерами на всех станциях. Вероятность того, что они засекут момент прыжка, крайне мала. Да и обычно «зацеперы» выбирают такой момент, когда состав уже не остановить. Они только постфактум могут отмотать записи и восстановить цепь событий.
Как пояснили в Метрополитене, «зацеперов» с каждым годом становится больше. В 2012 году — это первый погибший. В подземке уверены: бороться с «зацеперами» могут помочь пассажиры. Стоящие рядом должны же видеть, как кто-то прыгает не в дверь.
— Сразу сообщайте, — просят в Метрополитене.

КСТАТИ
После случившегося перестал работать сайт www.zaceping.ru.
Большинство «зацеперов» отреагировали на случившееся безразлично. Вот некоторые комментарии из социальной сети «Вконтакте» (грамматика и синтаксис авторов сохранены):
Марат Гарифуллин: «вот почитал и я в недаумении а как все хорошо начиналось та много людей развелось кто боится»
Денис Горкинский: «я на товарняках раньше в детстве катался, но это давно было в 1997 году, в 2005 пересел сзади троллейбусов, а тока в 2008 пошло метро, хотя я в метро катаюсь как пассажир в вагоне ещё с 2004 года! а вот между вагонов тока с 2008 додумался!»
Дюша Казаков: «у меня нет родителей ... но есть ради кого жить.. я щас не прыгаю на электричку и не собираюсь пока»


МЕЖДУ ТЕМ
«Зацеперы» — головная боль не только сотрудников метрополитена, но и работников железной дороги. Напомним, в новогодние праздники четверо любителей острых ощущений решили покататься на крыше «Сапсана», откуда их, конечно, быстро сняли. Впрочем, одному из «зацеперов» удалось снять видео и выложить в Интернет. Но чаще до конечной точки они не доезжают по другой причине — разбиваются. Так, в прошлом году на железной дороге погиб молодой парень Григорий Лихтаренко. В пресс-службе ОЖД «Вечернему Петербургу» рассказали, как борются с теми, кому жизнь не дорога:

— Железная дорога ежегодно заключает договоры с охранными предприятиями. На маршрутах работает и транспортная полиция, которая осматривает подвижные составы и участки путей. Используются технические средства. На вокзалах и основных магистралях ведется видеонаблюдение. Направление Петербург — Москва — Петербург оснащается тепловизорами. Это камеры, которые ведут интеллектуальное наблюдение и распознают предметы и людей на более высоком уровне. Они способны отследить движение объекта. Но люди наши столь изобретательны, особенно когда не дорожат собственной жизнью! Встречаются даже случаи попыток разобрать наше оборудование, не говоря уже о подкладывании камней на рельсы и прочих нарушениях. Как правило, нарушители — подростки. Они, видимо, не понимают, что это не шалости и не развлечение, а преступление. В истории железных дорог трагических историй или глобальных задержек движения, связанных с «зацеперами» и другими любителями острых ощущений, очень мало. Но сама железная дорога несет в каждом таком случае огромные потери. Ведь каждый раз это подъем бригады, вызов полиции, кинологов, при необходимости и эвакуация людей, а затем ремонт и закупка нового оборудования, и так далее. В прошлом году было только около 30 случаев ложных сообщений о подрывах путей. Наверное, решать такую проблему на транспорте нужно комплексно, в том числе повышением штрафов (сейчас большинство нарушителей платят не больше 300 рублей) и работой над развитием культуры в обществе.

↑ Наверх