Ступенька портит жизнь инвалиду
Из-за «соседского самостроя» женщина не может выйти на улицу
Из-за «соседского самостроя» женщина не может выйти на улицу
Нина Ивановна Петрова стала инвалидом недавно: из-за травмы врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. И сразу столкнулась с «бытовыми» трудностями, о которых раньше и не подозревала. Так получилось, что обыкновенная ступенька у соседских дверей… полностью перекрыла ей доступ к окружающему миру.
Нина Ивановна живет в обыкновенной девятиэтажке в Кировском районе, на Дачной улице, 14/1. Дом принадлежит ЖСК, и члены кооператива пытаются поддерживать здание в относительном порядке. Но что уж греха таить: за все прошедшие годы соседи успели поделить на зоны влияния чуть ли не все лестничные пролеты и площадки. У одних отгорожена кладовка, другие отхватили часть лестничной клетки и добавили к квартире пару лишних метров... Один из таких самозахватов и портит жизнь пожилой женщине-инвалиду.
Квартира Нины Ивановны находится на последнем этаже. Кроме нее на площадку выходит еще шесть дверей. Три справа от лифта, три слева и одна посредине. Хозяева этой «срединной» квартиры установили у себя металлическую дверь. Особенность ее конструкции такова, что металлическая коробка двери нависает над единственной ступенькой, позволяющей пройти мимо этой квартиры к соседним. При этом помехи портят жизнь и самим владельцам пресловутой двери: войти и выйти из их квартиры затруднительно. Чтобы избавиться от этой необходимости, они нарастили «свою» ступеньку — доской шириной в полступни. Здоровому человеку опереться еще можно, инвалиду на костылях — никак. Да и самим хозяевам неудобно: досочка качается, как будто сделана для бычка из детского стишка.
Кто поможет?
Пока была жива мать, Нина Ивановна как-то обходилась с бытовыми проблемами, возникающими из-за невозможности выходить на улицу. Однако недавно она лишилась и этого близкого человека, оставшись в однокомнатной квартире совсем одна. Соцслужбы района ей, конечно, помогают. Приходит пару раз в неделю социальный работник, приносит продукты, осуществляет хоть какую-то связь с внешним миром. Однако злосчастная ступенька полностью лишила Нину Ивановну возможности выходить за пределы своей лестничной клетки.
Естественно, женщина пыталась добиться от соседей, чтобы они ликвидировали свою «надстройку» как смертельно для нее опасную. Увы, напоролась на такой скандал, что даже сторонним наблюдателям мало не показалось. И дело даже не в хамстве. Просто удивительно, как стремительно люди еще сравнительно молодые, здоровые и крепкие в одночасье потеряли всякий стыд — лишь потому, что речь зашла о некоем мифическом покушении на их «собственность», мешающую, кстати, не только Нине Ивановне. Ее соседям по той же «клетке» после перенесенного инсульта через злополучную «деревяшку» тоже перебираться трудно.
Нина Ивановна попробовала обратиться «по инстанциям», однако попусту. Ведь формально злополучная дверь — объект соседской собственности. Которая у нас, напомним, неприкосновенна. Из милиции в ответ на звонок в дежурку — полное молчание, даже участковый не пришел. В администрации района разводят руками — мол, не их компетенция. Руководство ЖСК, правда, проблемой прониклось — но дальше обещаний дело не идет вот уже который месяц. Почему?
— Я лично встречался с владельцем квартиры, незаконно перегородившим лестничную клетку, — рассказал нам председатель ЖСК Владимир Николаенков. — Выписал им предписание привести все в порядок в двухнедельный срок. Мне пообещали, но ничего не делают, ссылаясь на то, что в семье нет мужчин (а когда устанавливали доску — был? — прим. авт.). Остается единственный выход: нанять стороннюю фирму, срезать помеху и предъявить счет для оплаты владельцам злополучной двери.
— И что мешает сделать это быстро? Ведь ситуация длится с февраля — во всяком случае именно тогда вы получили жалобу...
— К сожалению, реальных рычагов воздействия на хозяев квартиры у председателя ЖСК нет. Однако в ближайшие дни мы постараемся исправить дело, уже договорились с рабочими...
Может, проще попугать?
Председатель ЖСК прав только отчасти: при желании он вполне мог и раньше подсуетиться и добиться сноса злополучного «капитального объекта». У него и у других жителей подобных домов есть способ воздействия на зарвавшихся соседей. Правда, не слишком приятный. Надо жаловаться. Куда?
В данном случае таких ведомств как минимум три. Государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор и… МЧС. Каждая из них имеет полномочия провести проверку в любом доме, выписать предписания, обязывающие устранить нарушения действующих нормативов, и оштрафовать на очень приличную сумму. Особенно МЧС, которое вправе карать за нарушения противопожарного режима.
Вот только штраф ляжет не на виновников самостроя, а на… весь ЖСК. Кооператив обязан будет заплатить его из коллективных средств — а потом уже взыскать с непосредственного виновника. Казалось бы, наглым гражданам, которым чихать на соседей, все это может быть, так сказать, «по фигу». Однако здесь нужно учитывать еще один нюанс. Проверяющие органы — особенно пожарный надзор — при визите на объект редко ограничиваются осмотром одной лестничной клетки на одном этаже. Что будет, если инспектор прогуляется по всему зданию? Если увидит множество аналогичных самозахватов — в том числе удобных «кладовок» в местах общего пользования? Да любой ЖСК на штрафах разорится! Нечем будет ни за свет платить, ни за текущие ремонтные работы.
Пожалуй, только такой подход к проблеме сподвигнет жителей всех квартир девятиэтажки заставить владельца квартиры убрать помехи, мешающие инвалиду нормально передвигаться. Так что мы очень надеемся, что эта публикация попадет в руки жителям дома на Дачной, 14, и побудит наконец к нужным действиям.
Марина ГЛЕБОВА Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА