Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Субсидии вузам дадут. Но не всем

Министерство образования и науки разработало перечень для отбора вузов, которые получат господдержку

 

С приходом Дмитрия Ливанова Минобр стал ратовать за повышение конкуренции между вузами. И не только. Российские вузы должны уметь конкурировать и с мировыми образовательными центрами. Кто же спорит — здоровая конкуренция нужна. Только не надо забывать, что мировые образовательные центры существуют в несколько других условиях — там другие зарплаты у преподавателей, большие гранты на исследования и т. д.

Тем не менее, чтобы повысить конкурентоспособность российских вузов, министерство разработало определенные правила, по которым образовательные учреждения могут получить государственную поддержку.

Каким же требованиям должен удовлетворять вуз, чтобы получить субсидии?

Во-первых, у вуза должен быть соответствующий «контингент» — бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты, которые учатся за счет средств федерального бюджета. И этот «контингент» должен насчитывать не менее 4 тысяч человек.

Во-вторых, будет учитываться средний балл ЕГЭ, который у студента-очника, обучающегося на бюджетном отделении по программам бакалавриата и подготовки специалистов, должен быть не менее 64 баллов.

В-третьих, вуз должен иметь определенное количество аспирантов (интернов, ординаторов) — «не менее 4,9 человека в расчете на 100 студентов приведенного контингента» (так записано в перечне).

А то, что эти полтора землекопа — в нашем случае 4,9 человека, на обучение которых государство выбрасывает кучу денег, — могут после трехлетнего обучения и не защитить кандидатскую, Дмитрия Ливанова не интересует. Мало ли сейчас фальшивых диссертаций, так уж лучше пусть никаких не будет, чем липу гнать.

Но вот мы подошли к самому главному — объему субсидий.

«Объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в расчете на одного научно-педагогического работника, включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), без работающих по договорам гражданско-правового характера (далее — НПР), — не менее 220 тысяч рублей в год», — говорится в министерском приказе. По грубым прикидкам, это около 20 тысяч рублей в месяц. Конечно, при зарплате профессора МГУ около 25 тысяч в месяц это неплохая надбавка, но она все равно не сравнится с теми грантами, которые получают мировые образовательные центры, и уж конечно, с зарплатами их ученых. Тем более что для вузовских преподавателей Минобр установил планку — при получении субсидии должен учитываться и индекс цитируемости, то есть количество публикаций.

Сколько вузов удовлетворяют этим требованиям, пока не подсчитано, но думается, что «ползучая» реформа — избавление от неэффективных вузов — теперь получила продолжение, только под новым соусом.

Деятельность Дмитрия Ливанова, сокращающего неэффективные, по его мнению, вузы, а также количество бюджетных мест, отменившего надбавки за ученые степени и звания преподавателям высшей школы, обвиняющего академиков РАН в неэффективной работе, вызвала шквал критики. Академик Жорес Алферов в знак протеста покинул свой пост председателя общественного совета при Министерстве образования. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов высказался за немедленное прекращение насилия над образованием и наукой. «Мы требуем от президента страны отставки нынешнего руководства министерства», — заявили коммунисты.

Высказываются за отставку министра и в стане единороссов — бывший первый зампред комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов потребовал провести кадровые чистки в Минобре, ведь кандидатские и докторские диссертации многих чиновников ведомства содержат плагиат.

Какие еще нужны выступления научной и педагогической общественности, митинги вузовской молодежи, чтобы заставить министра Дмитрия Ливанова, проработавшего в своей должности год, но уже получившего выговор от президента, уйти в отставку?

Комментарий

Эксперт Всероссийского фонда образования (Москва) Олег Сергеев:
— На мой взгляд, чиновник всегда должен руководствоваться принципом «Не навреди!». Если чиновник не готов к выполнению функций по образовательным критериям, то его не надо назначать. И Ливанов, и Фурсенко — ученые, не знаю, хорошие или плохие, но ученые в области физики твердого тела. И не имеют совершенно никакого отношения к психологии образования. И то, что они оказались на месте главы Министерства по образованию и науке, — запрограммированный провал. Я как-то беседовал с Дмитрием Ливановым в радиоэфире и понял, что умения и навыков в психологии образования у него нет никаких.

 

↑ Наверх