Сумасшедшая езда
До 27 октября Музей игрушки приглашает на выставку «Грузовик в спичечном коробке: Прошлое и настоящее автомобильной миниатюры»
Наверное, не найдется мальчика, не собиравшего в детстве модели машинок. Правда, в нашей стране можно говорить лишь о мальчиках, чье детство пришлось не ранее чем на 1970-е — именно тогда, по легенде — по личному указанию Брежнева, на одном из саратовских заводов было налажено производство моделей. На Западе автомобильная миниатюра появилась несколько раньше — в 1946 году в Англии: это была знаменитая серия литых металлических машинок «Matchbox», что в переводе с английского означает «спичечный коробок», а по смыслу — модельки действительно помещались в спичечном коробке.
Ну а у некоторых детское увлечение переходит в серьезную страсть. «Любой коллекционер — абсолютно сумасшедший, — уверен один из участников выставки, петербургский коллекционер Евгений Рулев. — Какие-то заморочки у человека должны быть, иначе он не посвятит этому всю свою жизнь». Начинал Евгений, как и все, с советских моделек — на нынешний взгляд довольно примитивных. Но по-настоящему стал собирать коллекцию, когда появился масштаб 1:18.
«Поначалу у компании «Matchbox» не было никакого масштаба, главным было условие, чтобы изделие помещалось в спичечном коробке, — рассказывает Евгений (кстати, по выходным он дежурит на выставке и отвечает на вопросы). — Потом изготовление моделей машин совпало с другим мощным увлечением — железной дорогой: многие производители выпускали машинки, которые можно было поставить рядом для создания антуража. Так и появилась традиция делать модели в определенном масштабе. Самый распространенный масштаб — 1:43, в нем выпускают и советские модели. В Америке крайне популярен масштаб 1:24, он дает большую детализацию. А мой масштаб — «молодой», он начал серьезно развиваться в середине — конце 1990-х. Благодаря компьютерным технологиям появилась возможность делать такие шедевры, при этом стоят они, конечно, дорого, но не запредельно. Есть модели 1:8, они часто стоят в музеях. В таких моделях всё открывается, двигается… уверен, есть даже модели, которые заводятся, но это для совсем уж сумасшедших. Мой масштаб меня вполне устраивает: он занимает не очень много места, а детализация достаточно высокая».
Самая большая проблема для любого коллекционера — хранение. У большинства коллекция хранится в коробках, распиханных по всей квартире. «Я мечтаю выбрать время, когда сделаю перерыв в приобретении моделей и займусь устройством экспозиции, — делится Евгений. — У меня есть много такого, что можно показывать рядом с машинками, — например, фигурки. Их делает один московский коллекционер на собственном оборудовании, причем приглашает к сотрудничеству профессиональных скульпторов. Подходит он к этому очень серьезно: например, специально выяснял, какого цвета куртка была у основателя компании «Bugatti» Этторе Бугатти». Фигурки Этторе Бугатти и легендарного гонщика Тацио Нуволари можно увидеть на выставке.
Да, а обычной, которая в масштабе 1:1 и заводится, машины у Евгения нет — передвигается на общественном транспорте: «Сейчас для меня иметь машину значило бы стоять в пробках. Может быть, куплю потом… если пойму, для чего она мне нужна».