Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Как добиться, чтобы на вашей улице поставили светофоры, и почему их хотят сделать лежачими
5 августа свой день рождения отметил российский светофор. В честь этого события в Невском районе на Хрустальной улице был с шампунем вымыт один световой прибор. Второй был вскрыт для демонстрации содержимого и показа, как далеко шагнули современные технологии. После чего торжественная часть праздника завершилась, и городские светофоры продолжили работу в обычном режиме.
О том, что собой сегодня представляет светофорное хозяйство города, мы беседуем с ведущим специалистом Центра управления дорожным движением Дмитрием ПОПОВЫМ. В честь дня рождения светофор вымыли с шампунем
Работает уже 85 лет
— Петербург называют светофорной столицей — почему?
— Дело в том, что первые светофоры в России появились именно в Петербурге. В 1930 году светофор поставили на углу Невского и Литейного проспектов. Он работает на этом месте до сих пор. Правда, начинка у него уже другая, более современная.
— Сколько сегодня в городе работает светофоров?
— Точная цифра колеблется. Какие-то светофоры находятся в ремонте, какие-то демонтируются, где-то появляются новые объекты. В целом сегодня в Петербурге около 1400 опорных постов. В данном случае речь идет не об одной палке с фонарями, а о светофорно-регулируемом объекте.
Как установить светофор?
— Кто и как принимает решения об их установке? На Петроградской стороне на перекрестке улиц Мира и Котовского постоянно происходят аварии. Что надо сделать, чтобы там установили светофор?
— Существует ГОСТ, в котором указаны основания для установки светофоров. В нем учитывается такой показатель, как интенсивность движения транспорта и пешеходов. Бытует заблуждение, которое часто встречается и поддерживается дилетантами, что для установки светофора нужно, чтобы на этом месте произошло не менее трех ДТП с пострадавшими. Это чушь. Я не знаю, кто придумал, что за установку светофоров надо заплатить жизнями людей. На самом деле в городе светофоров, которые появились на перекрестках по причине аварийности, всего где-то около пяти процентов.
Чаще всего основной причиной для введения светофорного регулирования является наличие каких-то социальных предпосылок. Например, светофоры появляются перед школами, детскими поликлиниками, учреждениями для инвалидов и ветеранов.
Существенный фактор для установки светофоров — обращения граждан. Проектный отдел, реагируя на них, выезжает на место, ведет сбор информации об интенсивности движения транспорта. Порой ставим видеокамеры, чтобы потом на основе видеофайла сделать точный анализ транспортной обстановки. В некоторых случаях используем и видеодетекторное оборудование. После чего на основании всех полученных данных уже принимаем решение — нужно или нет устанавливать здесь светофорное регулирование.
— Говорят, что стоимость одного светофора составляет больше одного миллиона рублей.
— Что вы понимаете под стоимостью одного светофора? Проектирование одного светофорного объекта — это достаточно сложная работа. Сюда входят и разработка схем расстановки светофорных колонок, и прокладка кабельно-питающей линии, и топографические исследования подземных коммуникаций. Что касается стоимости установки и монтажа самого светофорного оборудования, то цена в миллион рублей — это какой-то очень дешевый светофор. Например, чтобы построить светофорные объекты на перекрестке, требуется 2,5 — 3 миллиона рублей. А вот установить светофоры на огромной площади на проспекте Славы обойдется в сумму уже 10 миллионов рублей. Современные светофоры — это высокосложные электроустановки, которые состоят из самих светофоров, всевозможных датчиков транспортных средств, колонок, опор, стоек и прочего оборудования. Например, большая часть светофорных объектов хранит библиотеку режимов, которые включатся в зависимости от дня недели или от времени суток.
Светофор в разрезе можно увидеть далеко не каждый день
Они становятся умнее
— Если светофоры такие умные, то как можно объяснить ситуацию на Купчин-ской улице во Фрунзенском районе? Там установлены светофоры, но зеленый свет горит всего несколько секунд. Пожилые люди успевают за это время только поставить ногу на проезжую часть. Кто принимает решение о том, сколько времени должен гореть тот или иной сигнал светофора?
— Я не готов сказать, что происходит на Купчинской улице. Существуют формулы и алгоритмы расчета режима регулирования светофора, которые учитывают время, необходимое для перехода проезжей части. Кроме того, к этим цифрам мы добавляем по собственной инициативе еще 5 секунд. Поэтому в итоге получается достаточное время, чтобы успеть перейти улицу. При этом если по какой-то причине пешеходы все же не успевают ее перейти, то это явно какой-то сбой в работе светофора. И надо об этом дать сигнал в диспетчерскую дирекции по организации дорожного движения.
— В городе в качестве эксперимента появились лежачие светофоры. Где их можно увидеть? И насколько удачным оказался эксперимент?
— В настоящее время проходит апробацию система под названием «лежачий светофор» в виде светящейся черты на тротуаре, в зоне занижения бортового камня на пешеходном переходе. Встроенные в проезжую часть светодиодные элементы дополнительно указывают пешеходу на то, какой свет сейчас горит на светофоре. Подобная система установлена на Большой Морской улице. Идет ее тестирование, чтобы понять все положительные и отрицательные стороны. Надо посмотреть, как лежачие светофоры поведут себя зимой.
— Сколько, на ваш взгляд, в городе нужно еще установить светофоров? Есть ли у этого прибора альтернатива? Какими могут стать светофоры в будущем?
— Петербург постоянно растет и развивается. Формируются все новые и новые кварталы жилой и деловой застройки. Поэтому количество светофоров будет постоянно увеличиваться. Будущее за интеллектуализацией светофорного движения. Такие технологии уже существуют. Например, на Васильевском острове светофоры не просто синхронизированы, но они еще и могут обмениваться информацией, и не только те, что на одной магистрали расположены, а по сути — на всем острове. По нашим оценкам, это увеличило пропускную способность на 30 процентов. К сожалению, это максимум. Да, сегодня Васильевский стоит в пробках. Многие нам жалуются, но надо учитывать ремонты, закрытия дорог и проблему с мостами. Уверяю вас: без умных светофоров было бы еще хуже.
***
Первый автоматический светофор появился в Англии в 1868 году. Он работал на газовой лампе и облегчал членам лондонского парламента переход проезжей части улицы. Однако через четыре недели после установки он взорвался и поранил полицейского. После чего о светофоре забыли почти на 50 лет. До тех пор, пока в 1910 году не было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов. В августе 1914 года в США появился первый предшественник современных устройств, он имел красный и зеленый фонари, а при переключении цвета издавал звуковой сигнал. Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году.
Метки: Дороги Памятная дата Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов