Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Светлана КРЮЧКОВА: Зачем же дразнить животное? «Собака» должна оставаться «Собакой»!

Старый новый год нынче совпал со столетием со дня открытия «Бродячей собаки» — известнейшего литературно-артистического места в Санкт-Петербурге

С торжественного вечера началась череда мероприятий, посвященная юбилею этого культового заведения. Корреспондент «ВП» Алексей Блахнов побывал на юбилее и поговорил с народной артисткой Светланой Крючковой о том, какую роль сыграла «Бродячая собака» в ее жизни и жизни ее семьи, почему невозможно сегодня возродить Серебряный век и чем нынешние меценаты отличаются от Саввы Морозова.

Светлана Крючкова и Юрий Томошевский — непревзойденные исполнители поэзии Серебряного века. Фото: Марианны Кобзаревой

Как и сто лет назад, здесь правит бал Серебряный век. Кажется, ничто не изменилось с тех пор: шампанское, дамы в вечерних платьях, отточенным движением поправляющие на обнаженных плечах боа, джентльмены во фраках, снимающие друг перед другом цилиндры в приветствии… Невольно забываешь про XXI век с его трафиком, Интернетом, банкоматами — спускаясь по лестнице, вы уноситесь от всего этого прочь, погружаясь в сладостную, искрометную, вдохновленную эпоху расцвета литературы.

Я подсаживаюсь за столик к Светлане Крючковой, народной артистке России, актрисе театра и кино, буквально живущей этим временем и являющейся большим другом «Бродячей собаки». Кто, если не она, выдающийся чтец стихов Ахматовой, сможет рассказать мне о жизни «Бродячей собаки»?

— Светлана Николаевна, какую роль «Собака» сыграла в вашей жизни?
— Так получилось, что я всю жизнь связана с поэзией. Началось это как увлечение, когда мне было 18 лет. Сначала я читала исключительно для себя. Это были разные русские поэты, но в моем сердце его голосом всегда будет Анна Ахматова. Увлечение, начавшееся в столь раннем возрасте, стало делом всей жизни. Неким показателем успеха, моей минуткой славы, стал игровой фильм документалиста Владимира Непевного «Анна Ахматова и Артур Лурье: Слово и музыка», в котором я сыграла саму Ахматову. И раз я была выбрана на эту роль, раз с великой поэтессой меня ассоциируют люди, в том числе и профессионалы, то это что-то да значит! Могу сказать, что меня единственную приглашают в Музей-квартиру Ахматовой 23 июня и 5 марта, в ее день рождения и годовщину смерти, читать стихи. Здесь, на сцене «Бродячей собаки», выступал мой младший сын, классический гитарист, — в этой творческой, кипучей атмосфере началась его карьера. Поэтому моя судьба и судьба моей семьи тесно связаны с «Собакой». Вообще для петербуржца это место должно значить очень многое. Взять хотя бы этот непередаваемый, артистический, свободный, домашний дух, живущий в сих прославленных стенах. Важно, что именно этот подвал стал эпицентром деятельности лучших людей своего времени. Ведь такой концентрации талантов, как в Петербурге начала двадцатого века, не было нигде больше: ни в России, ни во всем остальном мире — этим-то «Собака» и уникальна! И мы, живущие уже в веке двадцать первом, не должны забывать про это!

— Несомненно, «Собака» сыграла весомую историческую роль, она возрождена и функционирует, давая «билет в жизнь» новым именам. Но существуют ли перспективы развития и требуется ли это развитие вообще? А может, она является константой культурного образа Петербурга?
— Знаете, говоря о перспективах развития, очень часто забывают о таких примерах, как древнее искусство театра кабуки. Мне довелось побывать на спектакле, и я обрыдалась, насколько он оказался сильным! Более живого театрального искусства я давно не видела. Дважды они играли этот спектакль, и дважды я его смотрела. Сохранение традиций и их глубины, не просто формальное соблюдение, а осознание «от и до» — это самое ценное, что может быть, и это то, чего сейчас так не хватает России. Хотя есть и позитивные тенденции. Обратите внимание, какое место стала занимать народная музыка — раньше она казалась забытой: была советская власть, потом перестройка, и лишь сейчас мы возвращаемся к своим истокам. Мы же русские люди! У нас и шутки русские. Их никто не понимает. Но они наши, свои, родные. И мы должны гордиться своим наследием, должны быть теми, кто мы есть.

— То есть «Собака» должна оставаться такой, какая она есть, и мы должны сохранить ее неизменной?
— Да, именно так! Зачем же животное дразнить и заставлять выполнять не свою функцию? «Собака» должна оставаться «Собакой»! Пусть она живет своей жизнью.

— Кстати, о поддержке. Как вы относитесь к меценатству, скажем, в рамках той же «Собаки»?
— Неоднозначно. Просто многие «дающие деньги» начинают считать, «раз я вложил монету — то это теперь мое», и пытаются режиссировать, играть, давать советы. Вспомните: Савва Морозов, давая деньги, никогда никого ничему не учил. Сейчас наша глобальная проблема в том, что дельцы, выскочившие «из грязи в князи», хотят еще и славы и посему лезут в искусство, не имея о нем никакого представления. И это совсем неправильно.

— Существуют ли какие-то планы на этот особенный для «Собаки», юбилейный год?
— Обязательно будет вечер Ахматовой, Цветаевой — ведь судьбы их столь тесно связаны! Хотелось бы, чтобы здесь прозвучали стихи и прочие произведения тех «собачников», которые стояли у истоков: нужно делать вечер Мандельштама, обязательно посвятить вечер Артуру Сергеевичу Лурье, нельзя обойти и Маяковского, после скандального выступления которого «Собака» была закрыта…

— Скажите, а возможно ли возрождение Серебряного века здесь и сейчас?
— К большому моему сожалению — нет. Тогда была невероятная концентрация гениев на одном отрезке времени и пространства, сейчас же не сыскать их столько и по всей России. Хотя, быть может, прямо сейчас родилась вторая Ахматова, вчера — второй Маяковский, и лежат они в колыбели, еще не подозревая о своем великом будущем. Поэтому остается верить, что все еще впереди и что мы все доживем до нового расцвета искусства и насладимся им.

 

Фото Марианны Кобзаревой
↑ Наверх