Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Светлана Крючкова: Актер выносит на сцену свою боль

В свой день рождения, народная артистка России Светлана Крючкова будет читать стихи на сцене БДТ им. Товстоногова

В товстоноговском БДТ она была одним из островов, составлявших звездный архипелаг. Но остров Светлана Крючкова давно стал материком. Эта актриса исключительна во всем: в таланте и уме, в непререкаемости авторитета, в потрясающем чутье на поэзию, в стойкости, с которой она встречала и встречает удары судьбы. Задавать ей вопросы? Это лишнее. Она давно заслужила право на монологи, в которых есть место и историческим фактам, и исповеди.

О Товстоногове

…Я приехала из МХАТа сюда — не к Товстоногову, а влюбилась в оператора Векслера и бросила Москву, где репетировала с Виктюком, Анатолием Васильевым и Анатолием Эфросом. Там я играла исключительно любовниц и соблазнительниц… Меня вызвали к Георгию Александровичу, и он сказал: «Мне сказали, что вы хотите у меня работать». Я говорю: «Ну да. Кто же у вас не хочет работать…» И он предложил мне роль в экспериментальном спектакле Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева» на Малой сцене. Сказал: «Я вам предлагаю роль школьницы…» Я встала со стула (была чуть уже, но рост у меня высокий — 171 см и парусность большая) и сказала: «Разве я похожа на школьницу?» Он ответил: «Нет, но там такая нужна». Это была моя самая любимая роль — 16-летняя девочка, закомплексованная от своей некрасивости. А мне было 25 лет, 26 — когда мы выпустили спектакль. Играла совсем без краски (всех женщин предупреждаю — ненакрашенные выглядят моложе), и по городу пошел слух: «Товстоногов нашел гениальную девочку в ПТУ…»

…У Товстоногова была фраза, которую я запомнила, словно записала на диск компьютерный, — на всю жизнь: «Режиссура в театре — это распределение ролей». В этом была его гениальная художественная интуиция.

…Когда мы начинали работу над спектаклем «На дне», Товстоногов сказал: «Я хочу вас попросить через два дня принести мне ученическую тетрадь, в которой будет написано самое главное событие в жизни вашего персонажа до появления его на сцене». Это значит, что при любой накладке, неверной реплике партнера, оборванной сцене ты сможешь продолжать жизнь персонажа, существовать в логике и психологии человека, которого ты играешь. Ты должен знать этого человека как самого себя, и тогда ты будешь свободен в игре…

О профессии

…Актер должен быть человеком чувствующим — нутром, животом, на уровне интуиции. Не могу объяснить почему, просто сидите, слушайте, когда я на сцене: имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит.

…У нас сегодня как дают звание «народный артист»? Сыграл 30 ролей, ты — народный. Плохо, правда, сыграл, но 30… А сыграл две, но гениально, говорят «нееет, до 30 еще далеко, ты 28 еще сыграй!». Звание «заслуженный артист» давалось за большие заслуги в развитии театрального искусства, «народный» — за выдающиеся заслуги. Выдающиеся! Это означает, что любая роль, сыгранная этим артистом, годится для того, чтобы любой начинающий артист сел и учился, как надо выстраивать главную или эпизодическую роль. Я горжусь своими званиями: оба раза Товстоногов подавал меня на них за конкретные роли. Первый раз — за роль Купавиной в спектакле «Волки и овцы», второй — за Мамаеву, «На каждого мудреца довольно простоты»…

…Артист — это высокое понятие. Это личность или тот, кто стремится стать личностью. При любой, самой яркой форме спектакля (как сейчас модно ставить, и хорошо, что модно) артисты, которые имеют настоящую школу, в этой форме смотрятся интересно. Потому что они наполнены содержанием. А те, у кого этой школы нет, они пусты, и от их передвижений по сцене рождается звук, как от пустой коробки, в которой болтается какой-то шарик…

О театре

…Театр должен делать людей лучше, и этому учил Товстоногов. Это храм, в который нельзя приходить в шапке, с сигаретой, с бутылкой портвейна… В церковь так идете?.. Почему же в театр так можно ходить? В театр нормальные люди не ходят. Туда ходят люди с болью — те, кто мучается вопросами бытия. Они хотят получить ответы, и если даже они их не получат, то увидят, что кто-то мучается теми же сомнениями, им будет легче, потому что они не одиноки. Это ощущение общности важно. Надо, чтобы из театра человек выходил с желанием: «Ничего. Я еще могу жить». Надо, чтобы это был позитивный настрой, чтобы это был свет какой-то в конце тоннеля. Мы все испытываем и переживаем что-то первый раз в жизни — любовь, измену, предательство, немощь… И театр должен говорить об этом. А для того чтобы просто поржать «бу-га-га», есть другие жанры, например кабаре — другой жанр. Театр наполнен смыслом. Высоким смыслом. Это хорошо понимал Георгий Александрович и говорил: «Ставить надо только то, мимо чего не можешь равнодушно пройти». Он это в нас глубоко «посадил», и это уже из нас не вырубить — оно стало корневым…

О зрителе

…В театре должны быть необъяснимые вещи (Анатолий Васильевич Эфрос называл это «воздух»), от которых зал замирает. И у каждого внутри в этот момент происходит что-то правильное. Товстоногов говорил: «Молчание зала — это самое ценное». Потому что в этот момент работает зрительское воображение…

…Я увидела новый контингент зрителя БДТ. На сцене сказали «я — заблеванный директор»: зал «лежит». Показали фак: зал «лежит». Произнесли «у тебя изо рта — кал вместо слов»: зал «лежит». Я посмотрела в зал и увидела полную «перезагрузку»: это публика «Комеди-клаба» и «Дома-2». Это не та публика филармонии, поэтических вечеров, которая ходила «на Товстоногова», это не та публика, которая читает. Это те, кто шарится по соцсетям и инстаграмится — «я поел», «я поспал», «я на пляже»…

О режиссерах

…Работа с режиссером — это два «голых» человека в одной комнате. Если ты не «раздеваешься» перед режиссером, спектакль-«ребенок» не рождается…

…После смерти Товстоногова в БДТ сразу были сняты все мои спектакли. Прошло 26 лет, за это время я сыграла там три спектакля. За 26 лет — три спектакля! Все с приглашенными режиссерами: Раневская в спектакле Шапиро «Вишневый сад», Мамаша Кураж и Васса Железнова — оба спектакля режиссера Сергея Яшина… Когда я год отсутствовала в театре, Яшин сказал Лаврову, который предлагал заменить исполнительницу главной роли: «Я ставил спектакль «на Крючкову». Она выйдет и будет играть». Но спектакль этот сняли…

О прессе

…Журналисты жестоки во все времена. Как дети. Что говорят, господи прости! Просто не ведают, что творят, — говорят страшные вещи, которые способны человека ранить. После смерти Товстоногова на протяжении 26 лет я такого нахлебалась… Должна огорчить тех, кто писал: я сохранила все. Один и тот же человек ругал меня, а через три года возносил до небес… А у меня все в архиве лежит теперь. И Лебедев-то ужасающий, и мы с Басилашвили — два «знака», а не артисты… Это все НАПИСАНО, а что написано пером, не вырубишь топором… В конце жизни Георгия Александровича журналисты все время писали гадости и про него. Знаете, умирающего льва очень хочется пнуть… А что же вы пинаете умирающего? Где вы были, когда он был в силе? Вы же боялись на сто километров к нему подойти… И я не раз на творческих вечерах отвечала на вопрос, не «кончился» ли Товстоногов: «Конченный», по-вашему, Товстоногов — это вершина, к которой близко еще не подползли режиссеры, которых вы восхваляете в своих рецензиях»…

***

Премьера спектакля «Игрок» в постановке Романа Мархолиа, ранее обещанная в июне — к юбилею актрисы, состоится в БДТ им. Г. А. Товстоногова лишь 11 и 12 октября. В роли Бабуленьки — Светлана Николаевна Крючкова.

↑ Наверх