Светлана Кузнецова: одинокая волчица
Именно так назвала себя после победы в Австралии единственная в Петербурге теннисистка, претендующая на попадание в Лондон
Мы продолжаем серию публикаций о перспективах питерских и российских спортсменов на летних Олимпийских играх-2012. В Лондоне на теннисных кортах будет разыграно 5 комплектов наград: в одиночных и парных турнирах у мужчин и женщин, а также в миксте. И Питер, если судить по итогам «Australian Open», вправе рассчитывать на медаль: Светлана Кузнецова вместе с Верой Звонаревой выиграли первый в году турнир серии «Большого шлема» в парном разряде. Но вот надеяться на повторение пекинского триумфа, когда на олимпийский подиум взошли сразу три россиянки, едва ли приходится.
Право сыграть в теннис в Лондоне получат по два лучших представителя страны в трех вышеупомянутых разрядах. От России на Олимпиаду смогут поехать максимум 12 игроков — по 6 мужчин и женщин, в «одиночке» — не более четырех. И это в лучшем случае: каждый из них еще должен входить в число 50 лучших теннисистов мира.
— Это напрямую регулируется Международной федерацией тенниса: есть положение об участии в Играх в зависимости от набранного рейтинга и очков в одиночных разрядах и в парных, — уточнил президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. — Не набрал их — никуда не попадешь.
Поэтому руководители национальных федераций по возможности идут на хитрость, выставляя максимальную квоту теннисистов в одиночный разряд, с тем, чтобы они же сыграли и в паре, и в миксте. В нашей стране, считают эксперты, так и поступят: у нас отсутствуют дуэты мирового класса, безусловно претендующие на медали.
Именно поэтому на кортах олимпийского Лондона наши, разумеется, окажутся. Если не случится форс-мажора, представительница Северной столицы Светлана Кузнецова, регулярно защищающая цвета женской сборной в Кубке Федерации, имеет высокие шансы участвовать в Играх-2012.
— Светлана Кузнецова в паре очень хороша и сильна в одиночном разряде, — объяснил корреспонденту «ВП» перспективы питерского представительства на Играх вице-президент Федерации тенниса Северо-Западного региона России Игорь Джелепов, — Чем хороша? У нее мощная подача, отменный прием, превосходная реакция.
При этом Кузнецова превосходит конкуренток в нашей стране тем, что может действовать в паре буквально «с листа». На минувшем «Australian Open» Светлана подтвердила это, одолев в финале вместе с Верой Звонаревой посеянных под 11-м номером итальянок Сару Эррани — Роберту Винчи (5:7, 6:4, 6:3). У россиянок рейтинг (и как следствие, «посев») вовсе отсутствовал. Они на турнир заявились спонтанно, в последний момент.
— Мы не сговаривались, не знали, куда бежать, порой «чокались» ракетками, сталкивались, — поделилась впечатлением Светлана. — И полноценную парную тренировку мы с Верой провели только однажды — как раз накануне финала. Для приличия, можно сказать.
В «одиночке» Кузнецова исповедует силовой теннис, в два-три удара. В хороших кондициях «вынесет» с корта любую. Тут против лома нет приема. Но — только когда она в форме.
— Вот если ее втянут в вязкий, тактически разнообразный теннис, да к тому же против конкурентки цепкой, способной держать мяч в игре, — особенно этим славятся китаянки, с которыми у петербурженки давние счеты, — то тогда турнирные проблемы неизбежны, — убежден Игорь Джелепов.
Многое в Лондоне будет зависеть и от покрытия на кортах. Для Кузнецовой, полагают эксперты, это даже важнее, чем кондиции, в которых она подойдет к олимпийскому турниру. И вовсе не обязательно в Англии уложат траву.
— Траву надо готовить долго — это раз. Трава типична только в Англии или в Ирландии, а приспосабливаться к игре на ней долго — это два. К тому же среди участников олимпийского теннисного турнира много игроков из стран, где такое покрытие вовсе отсутствует, — говорит Игорь Борисович. — Думаю, в Лондоне организаторы соревнований из Международной федерации тенниса, а не из британского оргкомитета, как заблуждаются многие, уложат то покрытие, которое привычно всем: хард или грунт.
Но, кроме Кузнецовой, Петербургу в Лондоне больше рассчитывать ни на кого не придется. Есть Михаил Елгин, формально выступающий за Сочи, который в прошлом году попал в парный финал «St. Petersburg Open» вместе с Виктором Кудрявцевым. Но олимпийская лицензия ему почти наверняка не светит — ветеран слаб в «одиночке». Да и в целом смена поколений в нашем теннисе прошла болезненно — нет нынче звезд масштаба Михаила Южного и Николая Давыденко. Кстати, в их участии в Олимпиаде справедливые сомнения имеются. Невысоки они в международном рейтинге, болячки и усталость накопились.
...О том, почему в Питере за десять лет не появилось новых ярких теннисистов, мы рассказывали на минувшей неделе. Тем не менее на берегах Невы в теннис идут десятки, даже сотни людей. Сперва, впрочем, осуществляется «кастинг» родителей. Если папа толстый, невысокий или даже просто лысый, кандидата в теннисисты «забракуют» в секции практически наверняка. Затем инструкторы оценивают, высока ли у ребенка реакция на корте, как он ловит мяч, как работает левой и правой руками, как выполняет беговые упражнения, может ли перекувырнуться через голову и не дрожат ли у него, пардон, коленки. Но эти тесты не учитывают главного — трудолюбия, упорства и терпения, а также и стрессоустойчивости: качеств, которые в реалиях невского тенниса много важнее.
Павел ВЛАДИМИРЦЕВ