Светлана Лаврецова: И в 90 лет ТЮЗ — театр трех поколений
Идея Александра Брянцева воспринята мировым театром и остается неизменной
До ребенка надо расти, считает Светлана Лаврецова.
— Театры рождаются, живут и, случается, прекращают свое существование. В чем секрет молодости петербургского ТЮЗа?
— Театр, как человек, способен на многое. Он жив, пока востребован, пока имеет своего зрителя и умеет к нему прислушиваться. Такие театры в нашей стране есть. Примером тому могут служить «Глобус» из Новосибир-ска или «Свободное пространство» из Орла. Наш ТЮЗ входит в Международную ассоциацию театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), объединяющую всех работников театров, адресующих свое творчество подрастающим поколениям. АССИТЕЖ была создана в 1965 году и с тех пор остается связующим звеном для тысячи театров и театральных деятелей всего мира. На международном уровне президент ASSITEJ — профессор Вольфганг Шнайдер (Германия). Российским центром АССИТЕЖ с 1990 года руководит один из ведущих театральных режиссеров России — Адольф Шапиро. Под патронатом организации — множество фестивалей, и такое сотрудничество не позволяет топтаться на месте. Творческие лаборатории, мастер-классы — все это помогает не стареть.
— Как относитесь к распространенному мнению о том, что кинематограф и виртуальное, компьютерное пространство активно отнимают у театра зрителей?
— Думаю, театры не должны состязаться ни с виртуальным миром, ни с кинематографом. Ведь театр — особый мир, каждый спектакль неповторим. А если говорить о театре трех поколений, то очевидно, что любовь к нему переходит по наследству. Во всяком случае так происходит в семьях наших постоянных зрителей, которым от 7 до 90 лет. Помнится, мы только задумали с нашим актером и режиссером Иваном Латышевым поставить «Чарли и шоколадную фабрику», как тут же нам перешел дорогу Тим Бёртон своим фильмом, где в главной роли снялся Джонни Депп. Конечно же, нам не поспорить с обилием декораций и спецэффектов, используемых современным кинематографом. Но если хорошенько подумать, у театра имеются наработанные веками способы преуспеть во внутреннем, философском смысле, что-то представить глубже.
— В ТЮЗе есть еще Малая сцена, на которой идут премьерные спектакли. Как часто она используется?
— Постоянно, потому что на Малой сцене, которая была открыта в 1996 году, возможно все: и постановка классических произведений, и экспериментальные работы молодых режиссеров. В этом сезоне на Малой сцене мы выпустили три спектакля — «Иудушка из Головлева», «Дембельский поезд», «Злая девушка». А сейчас готовится к выпуску спектакль «Повесть о господине Зоммере» (Патрика Зюскинда), над которым работает начинающий режиссер Никита Кобелев. Премьера спектакля «Злая девушка» состоялась в специальном репетиционном помещении — так называемом Белом зале. Так что мы играем уже на трех площадках.
— Несколько лет назад шла борьба за здание театра, за площадь в центре города. Как вам удалось отстоять право ТЮЗа оставаться на прежнем месте?
— Недавно у нас гостили молодые архитекторы, достаточно известные в своих странах. Они объяснили, что у нас самое современное по стилю здание, что это вовсе не бетонный монстр. Кстати, оно строилось по аналогии со зданием театра на Моховой, и к проекту был причастен Александр Александрович Брянцев. Здание мы отстояли, и наш Зимний сад продолжает создавать в театре атмосферу света и тепла.
— Каким образом складывается ваша зрительская аудитория?
— Исходим из того, что театр должен быть доступным для самых разных социальных слоев населения. Значит, цены на билеты должны быть доступными. У нас нет проблем со зрителем, думаю, еще и потому, что пропагандируем семейный театр и очень любим, когда в зале (чаще всего в выходные) видим бабушек или родителей с детьми. Общий интерес — отличный повод для сближения и обсуждения увиденного после спектакля, дома. В этом сезоне для младших зрителей мы выпустили спектакль «Про Иванушку-дурачка» (Михаил Бартенев), для подростков — «Датскую историю» (Адольф Шапиро), для молодежи — «Титий Безупречный» (Максим Курочкин).
— Подростков считаете самыми сложными зрителями?
— Подростковый возраст — сложный, и с подростком надо говорить честно, правдиво, о чем бы ни шла речь: о добре и зле, о рождении и смерти… В нашем репертуаре есть замечательный спектакль «Летучкина любовь» (Владимир Богатырев), который, к слову, родителям полезно смотреть вместе с детьми.
— ТЮЗ остается театром трех поколений. Это относится не только к зрительской аудитории, но и к актерскому и режиссерскому составу тоже?
— В нашем театре работают три поколения актеров. Мы — за преемственность, за «институт наставников».
— Как следует относиться к юным зрителям, то есть, собственно, ко всем детям?
— По Янушу Корчаку: «До ребенка надо расти... Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться...»
ТЮЗ по-прежнему остается современным и востребованным.
Немного истории
История легендарного Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А. А. Брянцева такова, что пересказать ее в деталях можно разве что в многостраничных трудах.
90 лет назад, в феврале 1922 года, в Петрограде появились афиши «об открытии спектаклей для учащихся трудовых школ 1-й ступени». «Конек-Горбунок», самый первый спектакль ТЮЗа, потом многократно получал новое звучание благодаря новым поколениям талантливых актеров, режиссеров, авторов.
Зиновий Корогодский, Анатолий Праудин, Роман Виктюк, Лев Додин — имена, с которыми связаны ярчайшие события в биографии ТЮЗа. Евгений Шварц, Самуил Маршак, Булат Окуджава… То, что было написано ими, многократно оживало на сцене, где работали Николай Иванов, Ирина Соколова, Бруно Фрейндлих, Георгий Тараторкин и другие яркие актеры.
Идея «театра особого назначения» или театра трех поколений, предложенная создателем ТЮЗа Александром Брянцевым, имеет и особую цену для людей самого разного возраста, привычек и взглядов. Как отмечает заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук, директор современного ТЮЗа Светлана Лаврецова, которая руководит театром уже 18 лет, идея Брянцева была воспринята множеством театров мира и остается неизменной сегодня, несмотря на смену репертуара и поколений зрителей.
Беседовала Анна Нештатская. Фото Натальи Чайки