Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Светлое будущее

Новый порядок расчетов за электроэнергию привел горожан в смятение

Параллельно с новыми квитанциями по оплате услуг ЖКХ горожане начали получать новые квитанции на оплату электроэнергии. И здесь тоже стали удивляться новым порядкам. Например, человек по счетчику каждый месяц платил в среднем по 500 рублей, а в сентябре получил счет на 130 рублей. Зато в октябре пришел счет на 1200… 

Новый порядок расчетов за электроэнергию привел горожан в смятение


Ситуацию комментирует директор по развитию «Петроэлектросбыта» Евгений Новоселок.

— Евгений Борисович, зачем вообще что-то было менять? В конце концов, особых проблем с платежами у «Петроэлектросбыта» никогда не было...
— В данном случае это не наша инициатива. Это требование постановления правительства РФ №354, которым введены новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Нас старый порядок вполне устраивал — по нему мы работали 15 лет. Новая система для нас неожиданна, вызвала неудобства и дополнительные расходы. Пришлось менять систему учета, базы данных, заключать договор с Почтой России. Да еще и преодолевать негатив со стороны граждан, который неизбежен при всех случаях изменения привычного и удобного порядка вещей. 

— Как-то вы чересчур мягко выражаетесь. Народ-то плюется. Многие так до сих пор и не могут понять (и принять) новый порядок оплаты...
— Применительно к оплате электроэнергии изменения только формальные. Сама методика расчетов за электроэнергию не изменилась: умножение цены одного киловатт-часа на их количество. Цена установлена не нами. Тарифов три — дневной, ночной и «общий» для однотарифных счетчиков. Ранее все было понятно: показания электросчетчиков горожане снимали самостоятельно и сообщали их при оплате. Оплата производилась тут же до этих показаний. Теперь процесс разделен: при оплате вы сообщаете показания, которые учитываются в следующем счете, который придет по почте. Все прочее осталось прежним. 

— Проблемы как раз с «сообщить»: по телефону дозвониться практически невозможно, в центрах оплаты — огромные очереди...
— Определенные неудобства возникают только с первыми платежами по новой схеме, и за это мы приносим свои извинения. Но я сам проверял доступность телефона контактного центра — и всегда дозванивался, правда минут за десять. Напоминаю, его телефон — 303-96-96, он имеется на каждой платежке и на сайте «Петроэлектросбыта» http://www.pes.spb.ru/. 

При оплате первого счета, полученного по почте, — равно как и последующих — на его полях можно заполнить показания своего счетчика. Эта информация и вносится в базу данных для расчета следующего периода. И только если в день оплаты сведения внести не удалось, придется дозваниваться по телефону. Тем, у кого есть Интернет, еще проще: сообщать показания счетчика можно через сервис обратной связи раздела «контакты» нашего сайта. Надо будет только указывать полный адрес и абонентский номер. 

— А если оплата идет не через центры «Петроэлектросбыта»?
— Если оплата идет в других банках, данные придется сообщать по телефону или Интернету. Однако в Сбербанке и на Почте России мы будем обеспечивать те же возможности по сдаче показаний, а впоследствии и в других банках. Кстати, не вижу ничего страшного, если счета будут приходить по почте. Я, например, все прочие коммунальные счета получаю по почте — как и остальные горожане. И это ни у кого не вызывает отрицательных эмоций. Произошло всего лишь выравнивание условий оплаты электроэнергии и других коммунальных услуг, к чему нас обязывают новые правила. Если не верите — посмотрите сами: пункты 34-в и 67 постановления правительства РФ №354 от 06. 05. 2011. 

— Посмотрела. Первый обязывает граждан снимать показания счетчика с 23-го по 25-е число каждого месяца и сообщать их вам 26-го. Второй — обязывает вас предоставлять потребителю платежки не позднее 1-го числа следующего месяца. Нигде не указано, что надо привлекать почтовые службы. А исполнить эти требования вполне можно было и при старом порядке оплаты, не доставляя людям неудобств. Например, предоставляя платежки по-прежнему в день оплаты на основании сообщаемых тут же цифр…
— Это не совсем так. Во-первых, старый способ позволял предоставить счет только тем гражданам, кто приходил оплачивать электроэнергию. А другим, кто этого не делал, счета не предоставлялись. В соответствии с требованиями новых правил счета должны быть предоставлены каждому потребителю. Во-вторых, раньше мы предоставляли счет за период между датой предыдущей оплаты и тем днем, когда гражданин сообщил нам показания. Теперь правила требуют выставлять счет за календарный месяц — с первого по последнее число. В-третьих, если на момент формирования счета у нас нет показаний, счет будет сформирован расчетным методом — по среднему потреблению за предыдущий период. Затем при расчете по показаниям будет произведен перерасчет. Повторяю, ничего нового в порядок оплаты не внесено. Изменился лишь порядок предоставления данных электросчетчиков. Кстати, на даты предоставления данных мы внимания не обращаем: этот порядок мы упростили.

— Вижу, спорить бесполезно, хотя, на мой взгляд, если бы «Петроэлектросбыт» захотел, мог бы продумать условия для сохранения прежнего порядка. Ведь вам дано право вносить изменения в публичный договор, особенно если они устраивают большинство горожан. Новые правила оставляют вам возможность оставления прежнего порядка платежей при условии изменения условий договора. Ведь сделали же вы это по вашему же признанию с датами предоставления данных. Хочу спросить о другом: если платежка будет потеряна — не важно, почтой или в связи со взломом почтовых ящиков, — придется платить пени?
— Если счет потерялся, можно позвонить в нашу справочную службу, назвать координаты и узнать сумму. Или прийти в любой центр приема платежей и оплатить любую сумму. 

— В первых счетах по новой схеме указаны цифры, рассчитанные исходя из нормативов или из прежних среднемесячных сумм оплаты. Но ведь они зачастую не соответствуют действительности — особенно у тех, кто уезжал в отпуск. Многие воспринимают это как попытку взимания лишних сумм… 
— Расчет по нормативам был только в августе. Нормативы установлены комитетом по тарифам и доступны на его сайте и на нашем. Среднемесячные суммы рассчитываем мы сами. Естественно, объем электроэнергии, определенный по нормативу или по среднему, не соответствует действительности, разница будет зачтена в следующем счете, сформированном на основании показаний вашего счетчика. Это касается и переплат, и недоплат. Показания вносятся в специальном поле предыдущего счета.

— Многие платят авансом — раз в квартал или раз в полгода. Им как быть?
— Точно так же можно вносить предоплату на три или шесть месяцев исходя из среднего потребления за предыдущий период и потом в течение полугода жить спокойно. При следующем платеже сообщаете сведения о показаниях, и опять будет перерасчет по факту и возможность предоплаты исходя из среднего потребления за предыдущий период. В период действия предоплаты показания приборов учета заявлять можно, но не обязательно.

— Как узнать, переведен ли плательщик на новую систему? Или теперь всем никуда заранее не ходить и ждать квитанцию дома?
— Можно узнать по тому же телефону справочной службы. Можно просто прийти в центр приема платежей и при совершении оплаты узнать, перевели вас или нет. Если нет — заплатите по-старому, если да, то у кассира можно узнать сумму счета и оплатить ее. Сумма счета есть в компьютере после 10-го числа каждого месяца. Перевод на новую систему идет поэтапно. Вначале шла обкатка на ограниченном числе потребителей. В конце лета новые счета получили уже около полумиллиона петербуржцев, в сентябре — октябре — еще столько же. К декабрю по-новому платить будет уже весь город.

— Быть может, проблемы снимутся, если вы перейдете на удаленный сбор данных? 
— Для этого придется устанавливать в домах автоматизированные системы коммерческого учета данных. Они существуют, ставятся на дом в целом, но пока таких абонентов в Петербурге только около 80 тысяч. По собственному желанию перейти на эту систему пока нельзя. В дальнейшем, постепенно, такие системы будут распространены повсеместно. И это действительно снимет массу проблем. Кстати, в домах с автоматизированными системами учета практически исключены потери во внутридомовых электросетях, в том числе за счет отсечения «левых» потребителей, которых такая система ловит моментально.

↑ Наверх