Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 января 2025

Свидетельства осадных дней

На уникальной выставке в Балтийском Медиа-Центре, организованной «Вечёркой», можно увидеть фотографии, плакаты и книги периода блокады

 

 

Д. Трахтенберг. 27 января 1944 года. На улицах Ленинграда. . Фото: Д. Трахтенберг. 27 января 1944 года. На улицах Ленинграда.

 

Сегодня, в День памяти и скорби, в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67, в 16.00 откроется выставка «Свидетельства осадных дней» — фотографии, плакаты и книги блокадной поры. 9 мая «Вечерний Петербург» показывал ее в Севастополе, а на День Военно-Морского Флота она поедет в Североморск — в рамках экспедиции «Морские столицы». Но всю неделю она будет ждать посетителей на Петроградской стороне.
Многим может показаться, что подобные выставки, рассказы блокадников... все это поднадоело. Зачем заново рассказывать про хлеб из подсолнечного жмыха и пищевой целлюлозы, зачем говорить о том, что за время блокады в условиях тотального голода было изготовлено и отремонтировано 2 тысячи танков, 1500 самолетов, 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, около 10 миллионов снарядов и мин. Зачем, ведь мы все это знаем.
Однако даже историки и ученые так никогда не скажут. Они сознают, что огромное количество информации и фактов им пока не известны. И мы понимаем, что многого еще не знаем. Но при этом стараемся найти любую новую информацию. Поэтому наши встречи с новыми документами блокадной поры, с людьми, которые были очевидцами или знают то, чего не знают другие, чаще всего заканчиваются пополнением архивов редакции новыми историями и экспонатами — дневниками, письмами, предметами быта. Которые мы не копим, конечно, а передаем музеям.

 

 

 

Фото ЛенТАСС. Остановился трамвай.. Фото: Фото ЛенТАСС. Остановился трамвай.

 

Чем закончится наше знакомство с Мирсаидом Сапаровым, сыном Арифа Сапарова, военного корреспондента и летописца Дороги жизни, мы пока не знаем. Это — кладезь историй целого периода ленинградской культуры. Он слушал рассказы отца о блокаде. Семья Сапаровых дружила с семьей Бродских.
Мирсаид Арифович только приоткрыл нам коробки с архивами отца. «Вы знаете, — любит он осадить настырного корреспондента «ВП», — давайте не будем торопиться. В папках моего отца можно много всего найти. О нем самом, об Александре Ивановиче Бродском, отце поэта, который работал в блокаду фотокорреспондентом. Но давайте будем последовательны. Например, книга «Дорога жизни», которую мой отец написал после войны, была вполовину сокращена. Да и вообще тогда о некоторых вещах буквально запрещали рассказывать».
Но люди, которые знали правду, собирали архивы. И архив Сапаровых — из таких. А еще есть архив Александра Бродского, который хранится у потомков Иосифа Бродского. Но нам пока не удалось получить у них разрешение сделать выставку только из фотографий Александра Ивановича.
Но — «давайте будем последовательны». На выставке будут представлены фотографии, среди которых есть уникальные снимки и Александра Бродского, и Григория Чертова, и других или более известные кадры, снятые Давидом Трахтенбергом. Можно будет увидеть плакаты блокадной поры, которые Ариф Сапаров собирал для потомков. Некоторых из этих плакатов нет даже в музее в Соляном переулке. Книги, которые издавались в осажденном Ленинграде. В основном это издания Академии наук — рецепты блюд из растений, которые можно было в Ленинграде найти или вырастить.
Придет на открытие выставки и Мирсаид Арифович. Он расскажет о людях, которые поведали миру о блокаде. Об отце, о Бродском, о группе писателей и историков, которые писали книги о блокаде, которые вместе работали над энциклопедией обороны Ленинграда.

Михаил ТЕЛЕХОВ
↑ Наверх