Свистать всех наверх!
За Кубок большой Невы бьются морские волки
Мы мечтаем, чтобы люди гроздьями свисали с набережных на Неве, – как это было прежде на Кубках Большой Невы по парусному спорту на призы нашей «Вечёрки». Очередной приз в рамках чемпионата города по яхтингу (он состоится с 1 по 9 сентября) будет разыгран в эту субботу, в День знаний, 1 сентября (старт – в полдень). Ну а награждение победителей регаты состоится 12 сентября. Об этом участники чемпионата, открывающегося вечеркинской гонкой памяти заслуженного работника культуры РФ Валентина Семенова, рассказали в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте.
Ставить на «Грезу» ли? Вихрем прокатится?
Моряки священнодействовали, извлекая главный приз регаты.
«Осторожно: уникальный фарфор» - надпись на коробке, из которой доставали аккуратно упакованный туда завернутый в большое одеяло Кубок Большой Невы, соответствовала содержимому. Действительно, трофей, который яхтсмены разыгрывают с 1948 года – настоящий предмет гордости яхтсменов из морской столицы России. Чтобы перевезти переходящий приз в Балтийский медиа-центр понадобилось разрешения Совета капитанов, который собирали в экстренном режиме.
...Придумал этот кубок главный редактор «Вечёрки» Владимир Соловьев. В 1947 году зашел к нему в кабинет Марк Богуславский, который вел в газете спортивную страничку.
— Ты все радеешь о пробеге Пушкин — Ленинград (этот престижный марафон наша газета совместно со спорткомитетом проводит с 1923 года), но наш город морской, — заметил Соловьев. — И надо бы содействовать развитию водных видов спорта. Ленинград могут украсить массовые гонки гребцов, состязания парусных судов.
По инициативе Соловьева 5 сентября 1948 года на Неве, которая считается у нас «самым красивым водным стадионом мира», состоялись первые в истории гонки на «Кубок Большой Невы»: яхтсмены присоединились к гребцам на академических лодках, байдарках и каноэ, которые разыгрывали трофей в 1947 году.
Популярность парусных регат «Вечерки» в те годы была столь велика, что даже выпускались специальные почтовые марки. А операторы советской кинохроники лавировали на своих суденышках между гребными ялами, парусниками и прочими участниками состязаний прямо на Неве. Впрочем, с развитием на ней системы скоростного транспорта «отодвинули» яхтсменов в Финский залив.
Теперь в Кубке Большой Невы стартуют парусные лодки 17 зачетных классов, а не семи-восьми, как раньше. Это считая вместе со швертботами и парусными досками. И «старыми лоханками» на акватории они отнюдь не будут.
«Выстроилась очередь яхтсменов на мандатную комиссию, желающих принять участие в вечеркинской регате: в гонку записались уже 60 экипажей различных судов, - прогнозирует директор регаты Александр Куликов. – Судя по всему, мы на Кубке Большой Невы увидим не меньше 100 вымпелов: это примерно 500 моряков. Да, такого давно не бывало». ...Не исключено, к участникам турнира добавятся также команды спортботов – эти яхты нынче в порту «Терийоки» разыгрывают очередной чемпионат России.
Две другие гоночные трассы предназначены для малых килевых яхт – классов «Дракон» (когда-то он был олимпийским) и SB-20, а также швертботов и парусных досок. Они выйдут в залив, в частности, от яхтенного порта «Геркулес», который задействован в полном объеме. Во всяком случае, так уверяют шкиперы, лодки которых приписаны к этому клубу.
Оригинальный формат гонок стал возможен с приходом нового председателя Санкт-Петербургского парусного союза (СППС) Сергея Алексеева. Его, в прошлом директора Ленэкспо, в мае «делегировали в помощь» морякам. Сам он не чужд движению под парусом: командовал яхтой «Греза», которая ходила в дальние походы по Северному морю, по Атлантике.
Питерский моряк – на все руки мастер
Ждем на регате «Вечерки» не только «Грезу» Сергея Алексеева, но и – в составе одного из экипажей – директора Серебряного Кубка Кирилла Воногова (этот трофей также разыгрывается в рамках чемпионата города по парусному спорту, но 8-9 сентября). Воногов вошел в состав команды «Броненосец» на «гонку экстремалов» Санкт-Петербург – Хельсинки – Грайсваль, которая состоится в середине октября и приурочена к открытию второго отрезка газопровода «Северный поток». Участвуют в ней пять огромных яхт с 18-метровыми мачтами из стран, спонсирующих сей проект – России, Германии, Голландии, Франции и Объединенной сборной Европейского Союза (к слову, 15-18 октября эти «посудины» будут стоять у набережной Лейтенанта Шмидта, чтоб всем было видно).
В общем, отрадно: парусная жизнь на берегах Невы не замирает – гонщики из Северной столицы стартовали на Олимпиаде в Лондоне (братья Михаил и Максим Шереметьевы по сравнению с Пекином-2008 поднялись в итоговом протоколе на три строчки, заняв 17-е место), принимали участие в дальних походах и регатах учебных парусников. В июле на Васильевском острове открыли памятник адмиралу Нахимову. Пустячок, а приятно. Для лодок «оптимистов», на которые прежде совсем внимания не обращали (это детский класс судов – для моряков от 7 до 15 лет) были закуплены одноцветные паруса. Тоже плюс.
Сергей Алексеев убежден: парусный спорт в Питере необходим. Хотя бы потому, что моряки – мастера на все руки: сами копаются в моторах, коими оснащены теперь почти все яхты, ремонтируют палубу, снасти, знают как работать с деревом, металлом. Мастерство это и в жизни пригодится. Вопреки расхожим слухам, многие шкиперы и моряки люди непьющие. Хотя суровые – терпели холод-голод, боролись с ледяными ветрами, холодными течениями, и дождями-шторами – в Северном море, в Атлантике.
Но регат мало. «С мая по сентябрь, за время навигации, на акватории в Финском заливе состоялись 30 гонок, а в Хельсинки – 110, - посетовал Куликов. – Это в Финляндии все в парусах: зарегистрированы 500 тысяч яхтенных судов различных типов. У нас в Питере от силы триста по сусекам наскребется».
Питерские яхты – как усталые подлодки
Иначе говоря, питерский парус пережил (почти) очередной сезон. Флот уцелел. Яхт-клубы сохранились. Проблемы остались. Хронические.
Не хватает в Северной столице лодок, куда можно было бы посадить мальчишек девчонок, грезящих о море, не хватает и наставников, которые могли бы их тренировать. По утверждению Олега Чугунова, «тренеров», которые приходят в парусные клубы из главного в городе центра подготовки спортивных специалистов, шкиперах приходится самим учить азам морского дела – мол, те даже морские узлы и вязать не умеют.
Флот выдохся. Его когда-то строили для нас в странах социализма (прежде всего, в Польше), но с отменой Варшавского договора яхты перестали закупать. Та же «Греза», на которой ходил в дальние походы шкипер Алексеев, с 1986 года сменила 800 человек команды. С трудом удерживаются поблизости от водных артерий многие яхт-клубы с традициями.
Да и устарели, по оценкам экспертов от яхтинга, многие нормы и правила, принятые в городском и федеральном законодательстве. Например, сертифицированный шкипер на своей «посудине» мог бы пройти под мостами в Неве, он должен нанять лоцмана. За деньги. И притом немалые. Ибо закон приравнивает яхты к коммерческим «посудинам». Кроме того, иностранные спортсмены в Питере имеют право швартоваться только в двух яхт-клубах – Речном и Крестовском, и не могут, пребывая в Северной столице, покидать эти места стоянок. Соответственно – участвовать в регатах.
Доходит до абсурда. «На регате возле Петропавловки сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) потребовали у яхтсменов из Новой Зеландии регистрационные документы, выданные в ГИМСе, - возопил Сергей Алексеев. – Или еще пример: целый год в городе тянется конкурс на водопользование тех территорий, на которых наш яхт-клуб базируется. Новый договор на водопользование нам поэтому не заключить, а без него мы не имеем права стоять у воды, что делали последние 150 лет».
Сложно привести ребенка в парусную секцию, сложно его удержать: расходы на матчасть внушительны. Это во Франции юный яхтсмен в школе бесплатно занимается. Да и не относится в невском Спорткомитете парус к числу «опорных» или же «приоритетных» дисциплин. Отсюда и скромное финансирование.
«Мы объясняем: дайте денег – и медали будут завоеваны, - развел руками в стороны новый президент СППС. – Нам отвечают: когда медали завоюете, тогда профинансируем и яхтинг». Свои резоны здесь есть у обеих сторон. Но в итоге получается замкнутый круг.
Конечно, шутят бывалые моряки, «и медведя можно научить танцевать – дубинушкой». Но пока наши яхтсмены «боятся воды». Последний раз питерцы в парусе брали медали на Олимпиаде аж в 1912 году, ровно сто лет назад – «Галлия2» пришвартовалась «бронзовой».
Прорыв намечен в будущих сезонах...
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Награды Парусный спорт Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов