Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

Свобода по-питерски

До 18 декабря Новый музей приглашает на выставку «Беспутные праведники. Орден нищенствующих живописцев (ОНЖ)»

Владимир Шагин. В пути. 1975.

В рамках экспозиции представлено примерно 200 работ легендарных художников ленинградского андерграунда Александра Арефьева, Рихарда Васми, Шолома Шварца, Владимира Шагина и Валентина Громова — тех, кого принято называть художниками арефьевского круга. Сами себя они называли Орденом нищенствующих живописцев: в 1950-е совсем молодые люди, практически подростки, решили не идти торной дорогой соцреализма, а творить как душа просит. Как же удалось им сформироваться свободными личностями в условиях тотальной несвободы? Негласный лидер ОНЖ Александр Арефьев в свое время выдвигал такую гипотезу: их детство пришлось на послевоенные годы, поэтому взрослые ими мало занимались — дети росли самостоятельно. Современный молодой человек, пройдя по залам музея, наверное, и не поймет, за что «нищенствующие живописцы» были гонимы, почему их преследовали, сажали в тюрьмы и психушки. Они просто наблюдали за окружающим миром: смотрели чуть сверху на любимый город, примечали, как ведут себя люди в транспорте, в очереди, на танцах, в бане, наедине друг с другом, изображали бедные интерьеры собственных жилищ... В этом всего лишь была правда жизни, в ракурсах — свобода, в раскрытии тем — отсутствие малейшего пафоса.

На выставке — произведения из музеев и частных коллекций. На многих картинах можно увидеть надпись «Из собрания Д. Шагина». Знаменитый митек, сын художника Владимира Шагина, рассказывает: «Что-то осталось от отца и матери, что-то мне дарили друзья, так что, хотя я не коллекционер в прямом смысле, собрание у меня есть. Жизнь художников арефьевского круга, конечно, очень сильно отличалась от той, что ведут художники сейчас. Тогда практически не было покупателей, художники работали для себя и для друзей и были вынуждены какими-то другими путями добывать пропитание. Мой отец работал, например, резчиком полиэтилена, многие были кочегарами, дворниками. Арефьев, правда, пытался что-то оформлять, то есть зарабатывать деньги художеством, но у него, по-моему, ничего толком не сложилось...

Александр Арефьев. Комната. Из серии «Бреды». Конец 1960-х.

Нынешняя выставка — это чудо: государственные музеи не сподобились ничего такого сделать, хотя много лет прошло. Наверное, считают, что есть более важные художественные явления. А по мне, именно эти художники определили послевоенное направление в искусстве, и они достойны большой выставки — например, в Корпусе Бенуа».

Будем надеяться, что выставка в Новом музее станет первой в ряду многих: давно пора эту страницу в истории ленинградского — петербургского искусства сделать известной широкому зрителю, а не только художникам и искусствоведам.

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх