Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Сыграет ли «Зенит» на Олимпийском стадионе?

Питерский спортивный архитектор призывает видоизменить работы на Крестовском острове, чтобы возродить исторический стадион

В мае на Крестовском острове планируют монтировать кровлю арены «Зенита» — сдать в эксплуатацию футбольный долгострой прорабы обещают в октябре 2015 года. Однако в нынешнем году мы отмечаем 80-летие начала проектирования первого в нашей стране «олимпийского комплекса» и 130-летие со дня рождения автора того проекта Александра Никольского.

Александр Синюрин на проектировании стадионов «собаку съел»


Ведущий спортивный архитектор Петербурга Александр Синюрин призывает: надо изменить, пока это еще возможно, решение арены на Крестовском, чтобы город на Неве не потерял ни олимпийского стадиона, ни олимпийского парка. Благо глобальных изменений и больших финансовых затрат не потребуется.

Грудным ребенком Александр Синюрин оказался погребенным заживо после бомбежки Сталинграда. Но солдаты откопали. Александр Александрович уверен: это неспроста. Поэтому за олимпийский стадион готов бороться до конца.

— Питер претендует на организацию летней Олимпиады: надо думать, он ее в определенном будущем получит, — пояснил первооснову задумки Синюрин. — Но нет в мире, наверное, городов, в которых уничтожали бы свое архитектурное наследие, тем паче олимпийское — только в Петербурге, искореженном некомпетентными чиновниками и «прорабами архитектуры». Поэтому я призываю скорректировать проект арены на Крестовском, дабы сохранить наследие Александра Никольского и подготовиться заранее к грядущим Олимпийским играм.

Мало кто знает: первый олимпийский стадион в нашей стране задумывался в Ленинграде еще в 1932 — 1933 годах — в пику властям Германии, которая и получила право на организацию летней Олимпиады-1936. Стадионный комплекс в гидропарке на Крестовском острове, «начерченный» Никольским (он впоследствии и создал стадион имени Кирова) и предназначался по задумке, неосуществившихся, увы, на берегах Невы Всемирных игр пролетариев — в пику Олимпийским играм.

Синюрин мог бы предложить вариант не хуже стадиона Курокавы

Ну а что конкретно предлагается? Тезисно идеи можно сформулировать так:

— Вернуть арене, предназначенной для проведения матчей чемпионата мира по футболу, её историческое название.

— Отказаться от использования на стадионе «выкатного» поля и задуманной системы перекрытий, которые неоправданны в эксплуатации.

— Для сохранения олимпийского уровня этого стадиона вернуть один из главных элементов арены — 400-метровую легкоатлетическую дорожку как зону безопасности, необходимую по положению ФИФА, что даст возможность выхода игроков на поле через сектора.

— Расширить перспективы Гребного канала, удлинив его на 700 метров и оборудовав на финише своеобразный купол, защищающий от ветра, как крупнейшего гребного комплекса на континенте.

— Присвоить Крестовскому острову статус народно-массового и оздоровительного комплекса для реализации будущих олимпийских программ.

Проект Никольского — увы, до конца не реализованный

Синюрин, ознакомившись с недавними рекомендациями ФИФА по стандартам футбольных арен, убежден: 10-метровая свободная зона — это современный тренд, в противном случае до поля могут долететь файеры или бутылки. И говорит, что это еще можно сделать. ...Стоп! Как именно? Ведь на арене для «Зенита» худо-бедно основания трибун уже забетонировали, и она начала «расти из земли»?!

— Неважно, что строители «набетонировали», — данная проблема решается с помощью блитчеров, которые легко установить на боковых рядах трибун и в секторах за воротами, — уверен архитектор. — Блитчеры двигаются на воздушной подушке: за ними устанавливаются компрессоры, возводятся воздуховоды, и на время футбольных матчей трибуны прекрасно «выталкиваются» из себя «гармошкой». Я это видел собственными глазами в московском спорткомплексе «Олимпийский», когда нас привезли на семинар: подается воздушная масса, сектор приподнимается, я одной рукой легонько толкнул — и 80 мест подвинулись вперед.

Блитчеры — это телескопически складывающиеся трибуны, приводимые в движения при помощи простейших поворотных устройств, сопровождаемые подвесными секциями со зрительскими местами. Нечто подобное корреспондент «ВП» сам наблюдал в Ницце, в ледовом дворце.

— Смотрите: каждая беговая дорожка по стандарту — шириной 1 метр 25 сантиметров плюс 5 сантиметров разметка, итого 12,5 метра, а от нижнего края трибун до футбольного поля — всего 10 метров, радиус сектора — 36 метров (или 3,6 метра), — подвел корреспондента «ВП» к заготовленным макетам стадиона Александр Синюрин. — Казалось бы, пространства не хватает, но на самом деле 8 беговых полос нам нужно проложить только с одной стороны стадиона, где стартовая зона на короткие дистанции. А с противоположной — и семи дорожек хватит.

Более того: если в июле начать новые работы по анализу грунтов, конструкций для строительства футбольной арены «Зенита» на Ржевке, на Парнасе либо в Стрельне, с «нулевой отметки», по расчетам архитектора Синюрина, можно успеть построить ее за 15 месяцев. Тогда на стадионе на Крестовском будет достаточно и «олимпийской реконструкции». К ноябрю 2014 года у нас окажется приличный 45-тысячник, построенный за 10 — 15 миллиардов рублей, убежден Александр Александрович. В Казани стадион для Универсиады, к примеру, возвели за пару лет.

Досье «ВП»

Синюрин Александр Александрович. Родился 22 апреля 1941 года. Старший преподаватель кафедры спортивных сооружений и индустрии в НГУ спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Один из ведущих питерских архитекторов в области спорта. Консультант-технолог ЗакСа Ленинградской области. Участвовал в проектировании СКК «Петербургский» на проспекте Гагарина, 8. Награжден знаками «Отличник физической культуры и спорта» и «Почетный лесгафтовец».

↑ Наверх