Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Сыщики ищут, ищет милиция…

Сегодня владелец мобильного телефона беззащитен перед фирмами, засыпающими его несанкционированной SMS-рекламой. Надо менять закон!

За два месяца — с июня по август — на мой телефон поступило более 70 (!) эсэмэсок от организаций, с которыми я никогда в своей жизни не контактировала, номера своего телефона им не оставляла и разрешение получать от них рекламу не давала.

Черный список тоже не поможет

Чего только не сулят в этих эсэмэсках! Кредиты от 10 тысяч рублей до миллиона, натяжные потолки, импланты и панорамные снимки зубов, окна «ПХВ», предлагают купить недорогой коттедж в пригороде и продать автомобиль (которого у меня нет) на выгодных условиях и т. д. и т. п. Вот снова звучит характерный сигнал: пришла SMS с телефоном такси — обещают скидку 10%. Но в ближайшее время я не собираюсь заказывать такси! Поэтому ожесточенно нажимаю на надпись «удалить». Но что толку? Через сорок минут — новое сообщение…

С телефоном, полным ненужных мне рекламных сообщений, я обратилась в офис «Билайна». Но там только развели руками.

— Если SMS посылается с короткого номера или с адреса, который обозначен буквами (таких посланий — подавляющее большинство), мы ничего сделать не можем. Есть возможность отключить по вашему заявлению только те сообщения, которые приходят от фирм — наших партнеров, с ними у нас заключены договоры на рекламное оповещение. Но это где-то две-три эсэмэски в месяц.

— Все равно, — говорю, — отключите.

Отключили. Но поток сообщений практически не уменьшился.

А может, сменить оператора? Зашла в соседний офис — МТС. И услышала такой же ответ: мол, мы мало что можем. Если у вас есть опция «черный список», внесите туда пиратские номера. Но только внесение коротких номеров и буквенных обозначений эта опция также не предусматривает.

Работают вне правового поля

С каждым месяцем натиск невидимых рекламодателей растет, и это уже — не частное дело каждого из нас, а всеобщая проблема, за решение которой взялось такое солидное ведомство как Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.

«В связи со значительным увеличением количества обращений, а также в связи с отсутствием надлежащих правовых механизмов для пресечения распространения несанкционированных рекламных сообщений, Санкт-Петербургское УФАС России совместно с представителями контролирующих органов, мобильных операторов (ОАО «Мегафон», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «МТС», ОАО «Теле2»), а также органов ГУВД и прокуратуры провело рабочее совещание» — сообщается на сайте ведомства.

На совещании, в частности, отмечалось, что в настоящее время существуют прорехи в законодательстве, которыми умело пользуются разные беспардонные фирмы, нагло навязывая потребителю свой продукт. «При получении рекламы посредством SMS или электронной почты, где в качестве отправителя указан буквенный или буквенно-цифровой адрес отправителя (на латинице), установить фактического распространителя сообщения чрезвычайно сложно, даже посредством привлечения операторами к поиску собственных служб безопасности и правоохранительных органов, — отмечается в итоговом документе упомянутого совещания. — Данные отправители работают вне правового поля, не имея договорных отношений с операторами мобильной связи. В настоящее время у операторов связи отсутствуют полномочия на блокировку спама. Для исправления сложившейся ситуации на сегодняшний день планируется внесение изменений в законодательство РФ. В настоящее время в стадии разработки находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О связи», в котором планируется предоставить операторам связи правовые механизмы противодействия массовой рассылке, введя понятие «спам».

Не вносите плату через «Новоплат»!

Иными словами, сегодня бороться с эсэмэсками, которые посылаются с адреса, обозначенного, например, как fithous или avtodiler, — невозможно никоим образом. Потому что в телефоне нет функции отсечения таких SMS, а оператор также не может отслеживать и убирать их из эфира, так как не имеет на то законных оснований.

Кроме поправок в закон «О связи» УФАС планирует инициировать внесение изменений и в Закон «О рекламе», а конкретно: «Разработать предложения… в части привлечения рекламодателя к ответственности за нарушение части 1 статьи 18 настоящего Закона, а также расширить определение «рекламодатель» — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования лицо, заинтересованное в его продвижении лицо. Направить предложение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга для обращения с законодательной инициативой в Государственную думу Российской Федерации».

При этом на сайте УФАС пользователям даются рекомендации, как уже сегодня начать борьбу с незаконными сообщениями. В частности указывается, что «при оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, «Новоплат», «QIWI») абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенных в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки SMS-рекламы. Во избежание получения такой рекламы использовать другие способы осуществления платежа».

Пошаговую инструкцию о том, что можно сделать уже сегодня, чтобы снизить поток пиратской рекламы на ваш мобильный, читайте в рубрике «Справочная «ВП» в завтрашнем номере нашей газеты.

↑ Наверх