ТЮЗ: На грани реальности
Театр юного зрителя с момента прихода в него в качестве творческого лидера мэтра театра для юношества Адольфа Шапиро радует, как минимум, смелостью репертуарных решений и вниманием к молодым. Первые две ближайшие премьеры сезона 2014 — 2015, которые состоятся уже в сентябре, пропускать нельзя ни в коем случае
Первую выпустит молодой режиссер Дмитрий Волкострелов, чьи спектакли всегда содержат не только рассказ о событиях (он как раз весьма условен), но — прежде всего — некий месседж современникам. Волкострелов исследует не столько «объективную реальность», сколько феномен сегодняшнего сознания. Скажем, последняя по времени его премьера — «Парки и сады» — это попытка разобраться с тем, какие перемены произвела с нашими мозгами «эпоха цифры». Спектакль про то, как сын оцифровал своего отца, чтобы он жил вечно, а тот даже в цифровом формате учинил бунт естественного человека, игрался в городском парке, но транслировался в форме цифрового изображения с двух экранов, при этом зритель мог видеть и «закулисье» — артисты готовились к своему появлению в театральной реальности в большой белой палатке на заднем плане, но в непосредственный контакт с публикой так и не вступали. Это был театр без главной его составляющей — общения человек-человек, и он символизировал тот, увы, неоспоримый факт, что именно эта связь угрожающе ослабла в реальности.
Игорь Шибанов отметит 70-летний юбилей на сцене.
В «Парках и садах» трижды лауреат Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» и лауреат «Золотой маски» Дмитрий Волкострелов вплотную подошел в абсурду. В ТЮЗе он возьмется непосредственно за Беккета — одного из гуру асбурдизма, лауреата Нобелевской премии по литературе. В России переведено немного пьес этого автора, всю жизнь искавшего формы (не только словесные, но и сюжетные), чтобы зафиксировать именно выверты сознания. ТЮЗ с подачи Волкострелова осуществил перевод девяти пьес — самого разного свойства. Скажем, пьеса «Дыхание» 1969 года продолжается 35 секунд и не имеет ни одного действующего лица. В спектакле под названием «Беккет. Пьесы» на сцену выйдет молодежь, которая уже может назвать себя «командой Волкострелова»: Алиса Золоткова, Александра Ладыгина, Иван Стрюк, Андрей Слепухин и другие. Премьера — 17, 18 и 19 сентября на Малой сцене ТЮЗа в 20.00.
Сам Адольф Шапиро уже вовсю репетирует «Вино из одуванчиков» по автобиографической прозе Рэя Брэдбери — премьера намечена на 25 и 26 сентября на большой сцене. Одна из вариаций на тему «потерянного рая», эта повесть все же совершенно особенная: фантасту Брэдбери его собственное детство видится в формах если и реализма, то магического. В этом смысле неожиданным и точным выглядит приглашение в качестве художника изобретательного Александра Шишкина, много работавшего с Андреем Могучим и всегда создающего на сцене особый визуальный мир, «другую планету», живущую по своим законам. Для самого Шапиро кодом его спектакля стала формула: «В «Вине из одуванчиков» раскрывается один из секретов того, как быть счастливым». Что отдельно радует, так это участие в спектакле тех артистов, которые для нескольких поколений ленинградцев были и остаются хранителями «золотого ключика» от детства: Николая Иванова, Игоря Шибанова, Антонины Введенской, Валерия Дьяченко и уникальной Ирины Соколовой, которая в труппе ТЮЗа уже давно не состоит, но без которой Шапиро, по счастью, не захотел обойтись. Тут непременно стоит добавить, что 14 сентября один из этих артистов-волшебников — Игорь Шибанов — отпразднует 70-летие: в театре эту дату отметят 28 сентября, когда Артист выйдет на сцену в роли чиновника Юсова в «Доходном месте».
К Новому году ТЮЗ выпустит «Детей Бэмби» — продолжение легендарной сказки, по которой в Театре юного зрителя времен Корогодского шел не менее легендарный спектакль. За режиссуру возьмется Валерий Дьяченко, участник того спектакля и один из лучших артистов города.
Весьма занятным ходом выглядит приглашение в ТЮЗ на постановку главного режиссера БТК Руслана Кудашова. Его эстетическое родство сегодняшнему ТЮЗу, видящему в театре особую, самодостаточную реальность и старающемуся работать в масштабах мифа, — очевидно. Кудашов поставит пушкинские «Маленькие трагедии» — премьера намечена на апрель.