«Таганка — антитюрьма»
Ушел из жизни создатель легендарного Театра на Таганке Юрий Любимов
Выдающийся театральный режиссер скончался в Москве на 98-м году жизни. Только 30 сентября он отметил 97-й день рождения. А 2 октября попал в Боткинскую больницу в тяжелом состоянии. Ему был поставлен диагноз «сердечная недостаточность».
Известно, что в последнее время режиссер неоднократно жаловался на проблемы с сердцем и несколько раз проходил терапию.
В истории отечественного искусства минувшего столетия Юрий Любимов останется как создатель Театра на Таганке. В 1963 году Любимов со студентами поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана». 23 апреля 1964 года этой постановкой открылся новый театр. В первые годы в репертуаре театра значительное место занимали спектакли, поставленные по произведениям поэтов: «Антимиры» (1965) по стихотворениям Андрея Вознесенского, «Павшие и живые» (1965) на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, «Послушайте!» (1967) Владимира Маяковского.
Вот как вспоминал о первых годах театра Андрей Вознесенский в своем эссе «Таганка — антитюрьма»:
«Когда Таганка, как театр, еще зарождалась, даже не имела своего имени (помню, как потом скопом долго подбирали ей наименование, а начальство все не разрешало ее «Таганкой» называть), ко мне на Елоховскую приехали темногривый создатель ее — Юрий Петрович Любимов и завлит Элла Левина. Он еще не был великим режиссером, но уже чувствовал свое предназначение, нетерпеливо поигрывал под курткой плечами гимнаста, привыкшего крутить «солнце» на турнике. На него опасливо косились в коридорах власти. Гости предложили мне стать автором нового театра».
В спектакле «Антимиры» на сцену впервые вышел Владимир Высоцкий с гитарой. Театр на Таганке стал необычайно популярен, билеты на спектакли было невозможно купить, туда прорывались всеми правдами и неправдами. «Многие нынешние идеи гласности родились на Таганке. Зритель там был особо талантлив. Таганская нация — интеллигенция высшей пробы. Великим зрителем была молодая, мыслящая революционно интеллигенция, пытавшаяся изменить страну. Зал взрывался не только от политических острот, но и от художественных озарений. Вопреки застойным временам создавались шедевры», — пишет Вознесенский.
Мировая известность пришла к Театру на Таганке в 1976 году, когда на фестивале в Югославии спектакль «Гамлет» получил Гран-при.
В начале 1980-х театр попал в опалу, а вместе с ним и его худрук. Цензура запретила спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», были также запрещены репетиции «Театрального романа» по Булгакову.
В марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от руководства Театром на Таганке, а в июле того же года указом Константина Черненко его лишили советского гражданства.
Потом началась перестройка, рухнул «железный занавес», в мае 1988 года Юрий Любимов вернулся в Москву, а в 1989-м вновь стал худруком Театра на Таганке.
В июне 2011 года между режиссером и труппой театра на гастролях в Чехии произошел конфликт. С 15 июля 2011-го Любимов не работал в театре.
Позже режиссер начал сотрудничать с другими театрами. В июне 2013 года в Большом театре состоялась премьера оперы «Князь Игорь» в его постановке. 20 мая 2014 года в Театре «Новая опера» вышла поставленная им по комедии Мольера опера-буфф «Школа жен».