Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Так ранят сердце глубоко...

До 29 марта в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости открыта выставка «Cherchez la femme: Женский образ в художественной открытке в начале ХХ века», приуроченная к празднованию Международного женского дня

Для «дамской» выставки отобрано примерно 300 открыток рубежа XIX — ХХ веков. Открытки смешные и грустные, наивные и утонченные создают образ невозвратно ушедшей эпохи, но не такой, какой она была, а такой, какой ее хотели видеть.

Привлекает внимание французская фотооткрытка: портреты красавиц или светских персонажей. «Сейчас отовсюду привозят магнитики, а раньше из Парижа привозили такие открытки», — рассказывает куратор выставки Ирина Карпенко.

Открытка неизвестного художника. 1904 — 1909.

Если французские открытки дают представление о модных сто лет назад типах женской красоты, то немецкие — о тогдашнем чувстве юмора. Крайне многообразны и сюжеты, и их исполнение — наряду с фотооткрыткой популярна и рисованная. Часто сюжетом юмористических открыток становится неумеренное пьянство кавалеров: пригласил даму на свидание, а сам — от волнения, наверное, — до полной некондиции...

А вот авторы американских открыток — Харрисон Фишер, Фредерик Эрл Кристи — создавали идеализированный тип американской девушки. Она не только красива, но и энергична; ее можно увидеть не только на скачках, на балах или в театре, но и в госпитале, где она ухаживает за ранеными... Стиль этих открыток предвосхищает появившийся гораздо позже пин-ап.

Есть на выставке и русские открытки. Одним из самых популярных авторов был Сергей Соломко. Персонажи его открыток — героини сказок; напомним, что в те времена активно возрождалась мода на всё русское; стиль а-ля рюс до сих пор нравится иностранцам. 

Уникальные гравюры Михаила Рундальцова по рисункам того же Сергея Соломко — не массовая продукция, а авторские оттиски; художник создал собирательные образы женщин со времен скифов до начала ХХ века. «Эти открытки принадлежали графине Софье Дмитриевне Толь, одной из первых коллекционеров открыток: об этом свидетельствует штамп на оборотной стороне, — поясняет Ирина Карпенко. — Пасха в этом году ранняя, и выставка захватывает предпасхальный период, поэтому мы решили показать работы Владимира Кадулина: дамы в исторических и национальных костюмах в виде пасхальных яиц. Создана эта серия после 1913 года, продолжалась и в годы войны: на одной из открыток изображена девушка в форме сестры милосердия».

Тему Первой мировой войны продолжает серия открыток, посвященная Женскому батальону. Открытки не только рассказывают о военном житье-бытье женщин-воинов, но и пропагандируют определенные правила поведения на войне: каждая открытка снабжена девизом — «Железная дисциплина», «Смелость и отвага», «Жизнерадостность, вежливость, доброта, приветливость, чистоплотность и аккуратность», «Ссоры и личные счеты недопустимы как унижающие человеческое достоинство» и так далее.

«Помощь». По рисунку Харрисона Фишера. После 1908. США.

↑ Наверх