Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Такая уж наша династия»

С 8 по 24 февраля Цирк Запашных покажет в спорткомплексе «Юбилейный» 17 представлений нового шоу «К.У.К.Л.А.»

 

В Петербург приехали 170 артистов разных жанров, а также тигры, львы и другие животные, в шоу использовано 800 костюмов в модной стилистике, зрителей ждет море декораций, компьютерных, световых, лазерных и пиротехнических эффектов. Звезды программы — народные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные и их тигры и львы.

Аскольд и Эдгард снова хотят удивить публику


Но рядом с ними на арене — много молодых артистов, в недавнем прошлом чемпионов Европы и мира, мастеров спорта. По традиции Цирка Запашных старший брат — 36-летний Эдгард — продюсер шоу, а 35-летний Аскольд — сценарист и режиссер-постановщик. Накануне петербургской премьеры братья рассказали о новом шоу и не только о нем.

«К.У.К.Л.А.» с элементами психоделики

— Многие были удивлены: на афишах вашего шоу «К.У.К.Л.А.» нет тигров. Что бы это значило?
Аскольд: — Пытаемся разрушить стереотип, что братья Запашные — это исключительно дрессура тигров. Читая отзывы зрителей, иногда поражаешься: «Я шел на шоу Запашных увидеть тигров, а тут акробаты, жонглеры и многое другое!» Но тигры и львы будут и в нашем новом шоу — просто не на них сделан акцент.

— А что за странная аббревиатура — «К.У.К.Л.А.»?
— Проект наш имеет два лица: с одной стороны, люди видят просто яркую картинку, сюжет, сказку, но все было бы слишком просто, если б шоу называлось «Кукла». Через аббревиатуру «зашито» много смыслов, причем у нас нет одной-единственной расшифровки, мы предлагаем зрителю найти свой вариант, свое наполнение. Ведь история наша достаточно философская, как мы ее позиционируем, она обо всех и о каждом. Все мы в какой-то степени становимся куклами в руках других, а также сами играем окружающими. 

— Ваше шоу рекомендовано к показу детям старше 6 лет. Но в анонсах оно заявлено еще и как психоделическое! Как совместить одно с другим?
Эдгард: — Мы уже шестой год создаем крупные проекты, которые привозим в Петербург. Надеюсь, зрители помнят наши спектакли «Камелот», «Садко», «Камелот-2: Наместник богов». Каждый был сделан в определенной стилистике. Но мы не хотим повторяться, а стараемся удивлять, выбирать новый стиль, экспериментировать. Психоделика помогает изменить, «расширить» сознание — это тонкий лед, сложная стилистика, которую далеко не каждый человек готов принимать сразу, с открытыми объятиями. Разумеется, этот пласт нашего шоу не рассчитан на детскую аудиторию. Но в том и суть нашего метода, что каждый увидит в шоу то, что он способен увидеть. Маленьким зрителям «К.У.К.Л.А.» принесет много радости, положительных эмоций, а взрослым поможет задуматься, посмотреть на какие-то привычные вещи новым взглядом. 

Это наше лучшее шоу, его бюджет 10 миллионов долларов, и так как возить его на гастроли невыгодно, то, показав его в двух российских столицах, мы попытаемся снять кино либо полнометражный мультфильм по мотивам спектакля.

Книга о династии Запашных может стать бестселлером

— Правда, что вы пишете книгу о династии Запашных?
Аскольд: — У нас на книгу нет времени, но если бы она была написана — стала бы бестселлером. Такая уж это династия… Мы слышали от нашего папы (знаменитый дрессировщик львов блокадник Вальтер Запашный умер на 80-м году жизни в 2007-м. — Прим. авт.) много захватывающих историй, хотя согласно доброй цирковой традиции они нередко имели характер легенды, были по-хорошему приукрашены. К тому моменту, когда мы сообразили, что надо обо всем подробно расспрашивать, записывать воспоминания, у папы случился инсульт… Когда я впервые встретился с Мстиславом Запашным, нашим дядей, мне было лет семнадцать, и, попытавшись услышать его точку зрения на какие-то истории нашей династии, я нашел немало расхождений. До сих пор даже не знаю, по какой основной причине разошлись братья Запашные: Мстислав, Игорь, Вальтер, Сергей… Знаю только, что папа от них ушел и начал заниматься дрессурой хищников. Насколько я выяснил, папа просто решил, что важно заняться именно этим, а братья на него сильно обиделись. Хотя есть и другие версии.

Прыжок верхом на льве. Кроме братьев Запашных такой трюк не исполняет никто

В новогодние каникулы в цирк хоть не ходи

— В Советском Союзе люди росли в полной уверенности, что мы впереди планеты всей не только в космосе и балете, но и в цирке. Теперь же выясняется, что это не так!
Эдгард: — Мы с братом только что вернулись с Международного циркового фестиваля в Монте-Карло, где украинские акробаты взяли золото, артисты Цирка Никулина получили «Серебряного клоуна», артисты компании «Росгосцирк» взяли «Бронзового клоуна». Буквально через пару дней наш парень получил бронзовую медаль на международном конкурсе в Париже, а еще через три дня артист Большого Московского цирка на Вернадского взял Гран-при на международном фестивале в Латвии… И это все молодые, прогрессирующие ребята. Мы по-прежнему конкурентоспособны, многое умеем. Другой разговор, что нам надо научиться делать свои шоу яркими, рекламировать, как делают те же канадцы из Цирка дю Солей. И это вполне реально. 

Аскольд: — Нужно делать качественный продукт и не заниматься «чесом», что особенно четко проявляется в дни новогодних каникул, когда зрителей пичкают представлениями такого низкого качества, что поход в цирк они вспоминают как три часа ужаса.

Кто вытащит российский цирк из болота?

— Вы не раз говорили о том, что российский цирк завяз в болоте бюрократии и коррупции. Изменить эту ситуацию призваны недавние сенсационные назначения. В ноябре Эдгард Вальтерович Запашный стал директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского (а вскоре Аскольд стал художественным руководителем этого коллектива), а в январе еще один народный артист России — Вячеслав Полунин был назначен художественным руководителем Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке. Как вы думаете, это простое совпадение?
Эдгард: — Нет конечно. Оба авторитетных, знаковых цирка находятся в плачевном состоянии, требуют ремонта, модернизации, не говоря уже о творческой составляющей, которая ниже всякой критики. Эта история характерна не только для двух столиц: мы много гастролируем по стране, знаем ситуацию во всех российских цирках досконально. Я вхожу в общественный совет Минкультуры, возглавляю рабочую группу по вопросам цирка и знаю реальную ситуацию. За последнее время Росгосцирком не создано ни одного большого проекта, не открыто ни одного нового имени — российский цирк действительно превращается в болото. Изменить ситуацию можно только решительными действиями. Недавно я встречался в Москве с очень уважаемым мной Славой Полуниным, и я рассказал ему, как начал с того, что взял в руки лопату и стал разгребать завалы в Цирке на Вернадского. Сейчас там полным ходом идет ремонт, премьера новой программы — в марте. Слава согласился, что ему придется сделать примерно то же самое. Мы договорились постоянно общаться, сотрудничать, помогать друг другу.

О переменах в Цирке на Фонтанке читайте в завтрашнем номере «ВП».

Подготовил Виктор Казаков

Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Садчиков Михаил (мл.), Пожидаева Татьяна

Метки: Цирки Из первых рук

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх