Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 16 апреля 2024

Талант иконописцев вернул утраченные святыни

Шереметевский дворец представил восстановленный исторический облик Образных комнат графов Шереметевых при домовой церкви

Теперь комнаты, как и более века назад, вновь стали вместилищем реликвий XVIII — XIX веков. Почетное место среди прошедших сквозь столетия ликов святых заняли также иконы, воссозданные русскими мастерами для иконостаса домовой церкви: талант иконописцев буквально вызвал утраченные святыни из небытия. Корреспондент «Вечернего Петербурга» Алексей Блахнов встретился со Светланой Большаковой (на фото), руководителем группы иконописцев, трудившихся над возрождением образов. 

 

— С какими трудностями  вам пришлось столкнуться, работая над этим проектом?
— Создавая иконы заново, нам приходилось ориентироваться на архивный текстовый документ, указывавший, в каком ряду иконостаса какая икона находилась. В нем также говорилось, что икона с изображением Тайной Вечери является копией полотна Леонардо да Винчи. Этот момент вызвал у нас некоторые сомнения — проем иконостаса не подходил для нее, поэтому речь в документе все же шла скорее всего об интерпретации работы Леонардо художниками того времени. Авторы же других икон не были указаны, как и какие-либо детали, которые могли бы помочь составить хоть приблизительное представление о них. Стало быть, все, чем мы располагали, — это сюжетная линия иконостаса, время его создания — начало XIX века, колористическая среда отреставрированного церковного зала и паруса с изображением евангелистов, задающих тоже определенную живописную форму. Нам самим было необходимо разработать концепцию и претворить ее в жизнь. От нас исходили определенные предложения, музей либо соглашался, либо отвергал их, параллельно шли консультации с Русским музеем, с Казанским собором. В итоге нашим ориентиром стала живопись Боровиковского, поскольку он являлся наиболее известным художником первой четверти XIX века, писавшим для дворцовых церквей. Работа шла на протяжении двух лет — и теперь вот они, здесь, почти вернулись на свое место. 

На воссоздание икон с нуля у мастеров ушло два года.

— Когда же ждать воссоздания самого иконостаса?
— Мне известно, что еще год назад детальный проект был уже разработан и в его документации все было выверено до сантиметра. Одно дело — написать икону. Иконостас же подразумевает большой перечень работ архитекторов, готовящих проектную стадию, а затем труд столяров, резчиков, позолотчиков, использование дорогостоящих материалов… И поэтому, к сожалению, до него еще не дошла очередь — увы, это связано исключительно с финансированием.

Образным комнатам вернули первозданный облик.

— Вносит ли современность какие-то изменения в каноны церковной живописи, ощущается ли это?
— Конечно, от этого никуда не деться. Это происходит просто на подсознательном уровне. Насколько бы глубоко мы ни постигли технику и сколько бы богословских книг ни прочли, все равно современное понимание будет привнесено, это неизбежно. Но просмотрев иконопись на протяжении ряда веков, можно увидеть, что каждый век вносил свои «поправки», и при этом все считали, что жестко соблюдают канон. Стоит понять и даже принять простую вещь: канон — это не жесткие рамки, это некие условия, чтобы художник не метался, чтобы у него была определенность. В наше время обширная информационная база позволяет иконописцу выбрать какой-то близкий ему стиль, а затем просто развиваться в этом направлении. И если XIX век только наметил эклектичность иконописи, то в наши дни она расцвела пышным цветом. Но в этом нет ничего плохого, это всего лишь очередной этап развития — почва для исследования грядущими поколениями. 

↑ Наверх