Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Там, в Трое, был мой призрак, не я сама...

Третий полнометражный фильм Андрея Звягинцева «Елена» сегодня выходит в прокат

Петербургская премьера новой работы Андрея Звягинцева, состоявшаяся накануне в Михайловском театре, была обставлена как самое ожидаемое кинособытие года.

Съемочная бригада фильма во главе с режиссером Андреем Звягинцевым и исполнительницей главной роли Надеждой Маркиной (они в центре) готовы были к самым каверзным вопросам. Фото: Натальи ЧАЙКИ

История о женщине, готовой ради слепой любви к сыну-неудачнику пойти на преступление, вызвала неоднозначный отклик у журналистов. Одни посчитали фильм своеобразной инструкцией по применению, другие — прозрачной, искренней драматической историей, где правда жизни и правда кинематографического вымысла связаны тугим узлом. Второе мнение пришлось по душе создателям картины — и режиссеру-постановщику Андрею Звягинцеву, и продюсеру фильма Александру Роднянскому. «Если вы считаете, что наш фильм подводит какой-то базис под возможные преступления ради сиюминутной коммерческой выгоды, какое же тогда количество литературных и кинематографических произведений должно быть снято с библиотечных полок, изъято из кинопроката! — совершенно спокойно реагировал на предметный подход журналистов Звягинцев. — Фильм наш не призван учить убивать или же не убивать. Однако нравоучительный пассаж мне понятен. Отечественная драматургия выросла из «Преступления и наказания» Достоевского, богодуховности и неизбежности кары за содеянное в финале. Я же придерживаюсь иной трактовки современного мироздания, которое дал философ Мартин Хайдеггер. Да, бог и кара — это век XIX, наш, век войн и насилия, век XX, дал иное толкование мирозданию — более прагматичное. По Хайдеггеру, наш век страдает от «нетости бога». И зло, которое совершается в этом мире без бога, проходит безнаказанно или же с отложенным финалом».

Те же, кто не имел претензий к режиссеру как внушителю злых истин, наоборот, посчитали, что фильм лишен присущей предыдущим звягинцевским фильмам притчевости. На этот пассаж автор «Елены» также нашел что сказать: «Притчевость сегодня окружает нас в реальной жизни, я считаю совершенно излишним усложнять то, чего усложнять нет нужды».

Режиссер поставил перед собой довольно-таки дерзкую задачу (которую самым решительным образом одобрил продюсер) — не использовать так называемые медийные лица из современных теле- и кинофильмов. Не случайно заглавную роль исполнила малоизвестная широкой аудитории актриса Надежда Маркина. О ней массу добрых слов кулуарно сказал петербургский актер, снявшийся в мимолетном эпизоде, Александр Сластин. «Я понятия не имел об этой актрисе до того момента, пока не пересекся с ней на площадке фильма «Елена», — поделился актер Сластин. — Но когда увидел самоотверженную работу актрисы, призадумался, позже почитал о ней в Интернете и понял: я ее видел много раз на вторых и третьих ролях в разных сериалах, но только Звягинцев сумел ее раскрыть по-настоящему».

Как заметил сам режиссер, картина уже обласкана множеством приличных кинофестивалей, что дает своеобразную фору фильму в прокате. Ему рукоплескали в ЮАР и Канаде, ею восхищался Эмир Кустурица, который возглавлял жюри недавнего Каннского кинофеста. «Что касается международного кинопроката, то в нем мы совершенно уверены, — поделился своими размышлениями в эксклюзивном интервью «Вечернему Петербургу» продюсер картины Александр Роднянский. — В марте будущего года фильм увидит Франция, в мае — США, картина выйдет там уверенным количеством кинокопий. Мы верим нашим партнерам, и хоть это маленькие дистрибьюторские компании, но они довольно-таки сильные игроки на своих кинорынках. Что касается российского кинопроката, я уверен в зрительском потенциале фильма «Елена». Мы убеждены: этот проект рассчитан на долгую прокатную историю, он не обязан «выстрелить», как свежая попкорновая комедия или масштабный блокбастер в самый первый уик-энд. Такие картины живут годами, все время прирастая зрительским интересом».

Дмитрий МОСКОВСКИЙ
↑ Наверх