Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Тамара Москвина: Мне двадцать лет. Все остальное — опыт!

Окончание. Начало в номере за 27 июня

 

Талантливые ученики возносят тренера на недосягаемую высоту. Александр Смирнов (справа) и Александр . Фото: Фото Светланы ФАЛДИНОЙ

 

— Как образовалась ваша пара с Алексеем Мишиным?
— К сожалению, Александр Гаврилов вынужден был закончить кататься по семейным обстоятельствам. И я после года выступлений осталась без пары. Но мне парное катание понравилось, да и Игорь Москвин, поработав с парой Москвина — Гаврилов, решил продолжить работу с Москвиной как парницей. И тогда он предложил попробовать Алексею Мишину. Он был хорошим одиночником. Но у него тоже особенных перспектив на какие-то крупные соревнования в одиночном катании не было. Ну Игорь ему и предложил: мол, Леша, давай попробуем. Леша и согласился. Вот так мы и стали кататься в паре.
Прокатались мы с ним всего четыре года. Но тогда фигурное катание набирало свою популярность. Блистали Белоусова и Протопопов. Вообще достижения советских спортсменов-парников на мировой арене были высокими. Телевидение нас показывало. Так потихоньку мы стали известными.

— А почему вы с Мишиным закончили кататься на пике карьеры?
— Во-первых, я училась в аспирантуре Института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта. Во-вторых, мне уже было 29 лет, а в то время это был критический возраст для обзаведения детьми. Ну мы с Игорем и решили, что еще одна-две медали нам по жизни ничего не добавят, а отнять могут многое.
 

— Тем более что вы уже оставили свой заметный след в парном катании. В 1969 году вы победили великих Белоусову и Протопопова, став чемпионами СССР. И на чемпионате мира, заняв второе место, встали на ступень выше их.
— Честно — это не было нашей целью. А цель была — придумать такую программу, интересную, которая была бы конкурентоспособна с другими фигуристами. И поэтому мы придумали такой тактический маневр. Белоусову и Протопопова победить «на их поле» было невозможно. Потому что они — это целая эпоха. Эпоха проникновения балетного искусства в сферу фигурного катания. Именно они это в фигурное катание привнесли и развили. Да и их внешние данные были более благоприятны для фигурного катания, чем наши с Лешей — невысокого роста, неидеальных пропорций.

Поэтому нам надо было что-то придумать. И Игорь Борисович придумал — программу с акробатическими элементами, под французскую музыку, с кокетством, с юмором. И она контрастировала с программами Олега и Милы, ее невозможно было сравнивать по духу. А технически мы откатали лучше.

— Кроме того, как одиночница, вы также вошли в историю фигурного катания. Ибо почти на двадцать лет раньше швейцарки Дениз Бильманн исполнили пируэт, который, однако, носит ее имя, а не Тамары Москвиной — или Братусь. В Интернете можно найти старые видеозаписи — например, с чемпионата Европы в Москве 1965 года, где вы исполняете этот пируэт…
— А у меня есть газетная вырезка с чемпионата Европы 1960 года в Гармиш-Партенкирхене с фотографией этого пируэта и подписью: исполняет Тамара Братусь. Я его исполняла уже в 1957 году…

Дело в том, что я была тогда где-то 150-й в табели о рангах, поэтому о том, что я делаю, просто не писали. А вот Бильманн стала чемпионкой мира и Европы, ну и стали называть элемент ее именем...

Позже Дениз мне призналась как-то в раздевалке в начале 1980-х (я уже тогда ездила как тренер с Еленой Валовой и Олегом Васильевым): «Ко мне подошел мой тренер Отто Хюгин и сказал: «Я помню русскую, которая в начале 1960-х делала такой элемент. Попробуй, Дениз!» И я попробовала».

— Тамара Николаевна, как вы решили стать тренером? Могли ведь после защиты диссертации стать преподавателем в ИФК им. Лесгафта…
— А я там и работала — пятнадцать лет. Сначала преподавателем, потом доцентом. Совмещала преподавательскую и тренерскую работу.

— Но ведь вы тренером стали, даже еще будучи действующей спортсменкой…
— Я тренировала спортсменов, которые были моими студентами. А парное катание выбрала потому, что в те времена оно требовало меньше времени.

— И теперь вы один из самых успешных тренеров. У вас только олимпийских чемпионов — четыре пары. А уж золотых медалей чемпионатов мира и Европы ваши ученики завоевали больше десятка. Как же вам удается воспитывать чемпионов?
— Никакого в этом секрета нет. Это в первую очередь работа.

— Вы всегда говорили, что ваш успех невозможен без вашей тренерской группы, которую называют фирмой…
— Это название журналисты придумали. Может быть, они «фирменное» отношение к делу имели в виду? Что у нас все хорошо организовано, продумано. Системно…

Борис ОСЬКИН
↑ Наверх