Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Татьяна Клявина: Я не считаю, что в России произошел необратимый процесс культурной деградации

Российскому институту истории искусств исполняется 100 лет

С 22 по 24 октября в Институте искусств на Исаакиевской площади пройдут юбилейные торжества. Директор института Татьяна Клявина рассказала корреспонденту «ВП» о том, как из частной инициативы увлеченного искусством человека — графа Валентина Платоновича Зубова — в 1912 году возникло уникальное явление художественной жизни — первый в России (и один из первых в мире) специальный искусствоведческий научный центр.

Татьяна Клявина считает, что программа развития культуры России должна быть нацелена на всяческую поддержку приобщения детей к культурным традициям


На классовое происхождение студентов здесь всегда смотрели сквозь пальцы

— Расскажите, пожалуйста, о графе Зубове и его детище — Институте истории искусств! О его достижениях, славных страницах, ярких именах...
— Граф Валентин Платонович Зубов был потомком нескольких очень известных российских дворянских родов. Его прадед — старший из трех братьев Зубовых, чья слава пришлась на закат екатерининской эпохи. Прабабка — дочь Александра Суворова. На сайте Второй Санкт-Петербургской гимназии сегодня можно увидеть, что в 1904 году граф Зубов окончил ее с золотой медалью. Правда, по словам сына Ивана, занимался он с домашними учителями по специальному разрешению министра просвещения, а в гимназию ходил всего две недели. Без этого не давали аттестат. Потом поступил в университет, но в 1905 году обстановка в Петербурге не располагала к занятиям, и молодой человек уехал в Европу, где и произошло его становление как исследователя и культурного деятеля. Там был придуман будущий Зубовский институт, там позднее, в 1913 году, он защитил докторскую диссертацию, посвященную творчеству Карла Росси. У молодого человека были желание, средства, связи, поддержка семьи, так как именно мать предложила ему занять под Институт первый этаж их семейного дома на Исаакиевской площади, где Институт располагается и поныне.

Начиналось все со специализированной библиотеки и публичных лекций для всех желающих, а первоначально интересы были сосредоточены вокруг изобразительного искусства. Позднее откроются отделение словесности, театра, музыки. Потом институт постоянно будет прирастать новыми направлениями — фольклор, кино, телевидение, источниковедение, социология искусства и многие другие…

— Назовите, пожалуйста, имена самых ярких людей, связанных с Зубовским институтом…
— Их слишком много. Можно смело утверждать, что в двадцатые годы в Петрограде — Ленинграде это была практически вся художественная интеллигенция. Николай Гумилев, Виктор Шкловский, Казимир Малевич, Григорий Козинцев преподавали, Даниил Хармс, Вениамин Каверин, Лидия Гинзбург, Владимир Пропп учились. «Формальный метод в литературоведении», одна из легенд отечественной науки, пережил здесь свой блистательный взлет и страшное падение. При институте работало знаменитое издательство «Academia». После революции, когда детям так называемых лишенцев был практически закрыт доступ в университеты и многие государственные вузы, Институт истории искусств оставался тем местом, где на классовое происхождение будущих студентов смотрели сквозь пальцы. Так была дана возможность получить образование и в будущем блистать на научном поприще многим выдающимся деятелям нашей культуры. И это тоже заслуга графа Зубова. 

Граф Зубов

«Государственная цитадель идеалистов»

— Что подразумевается под «феноменом Зубовского института» (так звучит тема из одного доклада, заявленного в юбилейной программе)?
— Феномен Зубовского института — это удивительная история бесконечных возрождений этого учреждения вопреки обстоятельствам и государственному террору, страшному цинизму ученых-марксистов и руководству «пролетарских выдвиженцев». Там, где и следа не должно было остаться от «графской забавы», в прекрасном отреставрированном особняке по-прежнему располагается  Российский институт истории искусств, все сто лет своего существования словно отбирающий и притягивающий нужных ему людей. В 1930 году газета «Правда» опубликовала разгромную статью об институте под названием «Государственная… цитадель идеалистов». Видимо, история ворожит именно нам. К юбилею подготовлена энциклопедия РИИИ, где Институт постарался вспомнить всех, кто здесь работал, каждому воздать должное и заслуженное.

— Вы собираетесь принять Декларацию о защите науки о культуре и искусстве. Выходит, эту науку сегодня надо защищать?
— За последние двадцать лет в стране уничтожено огромное количество научно-исследовательских институтов. Крупных научных центров мирового уровня и маленьких ведомственных, где думали о качестве наших конфет, цемента и детского питания. Теперь у нас нет своей кондитерской промышленности, строительные материалы — поголовно импортные, и детей мы кормим чужой едой. Министерство культуры пока сохранило все свои институты. С первых лет советской власти у государства всегда был определенный реестр претензий к искусствоведам, стремление использовать нас с «большей пользой» и одновременно не считать наш труд уж очень серьезным делом, достойным нормальной оплаты. Есть эти проблемы и сегодня. Поэтому столетний юбилей представляется хорошим поводом объединиться и продекларировать свои представления о будущем нашей науки и ее месте в жизни общества.

Граф Валентин Зубов отдал под институт первый этаж семейного дома на Исаакиевской площади

Красная мастика на паркете будет забыта навсегда!

— Расскажите немного о великолепном здании, которое занимает институт. При вашем директорстве происходила реставрация — что удалось сделать? 
— В последние годы Министерство культуры проявляет большое внимание к материально-технической базе своих учреждений. Для нас это — реставрация основных помещений нашего дома, который имеет статус памятника федерального значения, великолепное техническое оснащение, которому завидуют коллеги из Европы. Остался последний рывок — оборудование книгохранилищ и научного архива, после чего «родимые пятна» советского интерьера — красная мастика на паркете и масляная серая краска дверей и стен — надеюсь, будут забыты навсегда.

Библиотека института

Гергиев хочет создать «творческий кластер»

— Общественность будоражат слухи о визите министра культуры Мединского и Валерия Гергиева к вам. Якобы есть предложение о слиянии института с чем-то (с Консерваторией?)… 
— Нет никаких официальных заявлений, но есть упорные слухи, что Гергиев хочет создать «творческий кластер», по аналогии с модным европейским трендом экономических кластеров, сделав «малым бизнесом» при Мариинском театре Консерваторию, Академию балета и наш институт. У всех трех учреждений есть определенные связи с этим театром. Их можно делать более эффективными и разнообразными, но для этого необязательно создавать монстра. Тем более что  театру теперь нужна тысяча человек высококвалифицированного персонала для второй сцены и миллиард рублей в год только на ее содержание. При такой финансовой мощи было бы резонно заказывать нам нужные исследования, строить взаимовыгодную кооперацию. 

— Ваше мнение об уровне культуры в современной России? Обратим ли процесс ее падения?
— Я не считаю, что у нас произошел необратимый процесс культурной деградации. У людей по всей огромной стране зачастую нет социальных и экономических лифтов, их разъедают пессимизм и отсутствие жизненных перспектив. Это проблема государственного управления, а не культурного пространства. Как только у людей будут жизненные цели, согласующиеся с их культурными кодами и традициями, мы увидим наших сограждан совсем в другом обличье.

Программа юбилейных торжеств

Пройдет юбилейный Ученый совет, будут трехдневная научная конференция с участием гостей из разных стран, концерты. Константин Райкин будет читать поэзию Серебряного века в первый день конференции, так как он давно дружит с институтом. Много лет в институте собирают творческое наследие его великого отца Аркадия Райкина, проходят выставки, тематические вечера. На торжества приедут Татьяна и Ирина Зубовы, внучки основателя института. Они будут в Петербурге впервые.

23 октября ожидается «золотая лекция» А. Н. Сокурова, посвященная проблемам современной культуры. В 70-е годы фильм великого режиссера, его вгиковская дипломная работа, «Одинокий голос человека» был впервые показан в Ленинграде, в кинозале института.

↑ Наверх