Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 января 2025

Татьяна ТАРАМЖЕНИНА: Олимпиады — это моё!

Волонтер Лондона-2012 готовится к Сочи-2014

В редакцию на чашку чая заглянула Татьяна Тарамженина. Внешне обычная питерская пенсионерка. В свободное время она у себя в квартире выращивает комнатные растения. Но свободного времени у нее как раз мало. Почему? Татьяна — «сертифицированная» Международным олимпийским комитетом волонтерка, трудилась на Лондонской олимпиаде. Кстати, сейчас Татьяна Васильевна уже работает на чемпионате мира по тайскому боксу, который стартовал в «Юбилейном» 6 сентября.


За чашкой чая гостья поделилась впечатлениями от Олимпиады в Лондоне, от тестовых соревнований в Сочи. А еще о том, как прямо во время Игр отпраздновала 71-летие.

Как Татьяна к олимпизму приобщилась

Татьяна Тарамженина, можно сказать, энерджайзер волонтерского движения. Неусидчивый характер не дает пенсионерке сидеть на месте. Кроме того, сказалась «олимпийская прививка», полученная на Играх-1980 в Москве.

Все началось с того, что выпускницу факультета иностранных языков Ленинград­ского государственного педагогического института имени Герцена (по специальности «французский») Тарамженину привлекли трудиться переводчиком на Олимпиаду-1980. Там она трудилась по 12 часов в сутки, «заразившись» духом олимпизма. Но возможность снова окунуться в атмосферу «единения и счастья» появилась у нее недавно — 30 лет спустя. Когда Татьяну пригласили на международный форум волонтеров «Сочи — Ванкувер — Сочи».

— Я познакомилась с командой волонтеров, которые только вернулись из Ванкувера, и поняла: это мое на всю оставшуюся жизнь.

...В 2010 году сочинскому олимпийскому оргкомитету экстренно потребовались люди «ветеранского созыва», владеющие иностранным языком. В Международном олимпийском комитете (МОК) заинтересовались, как у нас в Сочи, дескать, обстоят дела с волонтерами пожилого возраста, которых требуется минимум до 35 процентов от списочного состава. Пригорюнились наши чиновники и «зачесали свои репы» — никаких пенсионеров-волонтеров не предполагалось, не в Европе, чай, живем...

И вспомнили: да ведь Татьяна Тарамженина только что окончила в Питере Университет пожилых на улице Ломоносова. Она как раз была студенткой первого набора.

...Сидя однажды на диване и уставившись в телевизор, Татьяна увидела сюжет о том, как пенсионеры «бодренько стучат по клавишам компьютера». Подумала: «А почему я не с ними?» На первом курсе познакомили «студентов» с основами юриспруденции, финансовой грамотностью, петербурговедением да и другими дисциплинами. На втором, когда шла специализация, — наша гостья выбрала компьютерную грамотность.

— И нас, двух выпускниц-пенсионерок, предъявили инспекторам МОК, — говорит Тарамженина. — С того момента я и приобщилась к волонтерскому движению.

В парке «Марбл Арч», у Триумфальной арки, Татьяне приглянулись статуэтки олимпийских талисманов Вэнлока и Мэндэвиля

Как Татьяне сочувствовали глухонемые американцы

Татьяна Васильевна работала на множестве мероприятий — на питерском международном турнире по хоккею «Бауэр-Третьяк», где шефствовала над подростками из Финляндии, на международном форуме «Нев­ская волна», а также в Сочи, на предолимпийских тестовых соревнованиях: Кубках Европы и мира по горным лыжам. Поэтому в прошлом году активную пенсионерку пригласили в Адлер на слет лидеров национального волонтерского движения. Там отбирали кандидатов на поездку в Лондон. Затем — на специальный тренинг в Подмосковье. Тесты в Березовой Роще были трудными.

— Я, представляете, карабкалась на сосну по шестиметровой веревочной лестнице и лазила с напарницей по двум тросам, протянутым на высоте латинской буквой «V», упершись одними ладонями в ладошки подруги, — вспоминает Татьяна. — Еще были экзамены на «чувство локтя»: мы становились в шеренгу, нам связывали ноги, точнее, привязывали мою ногу к ноге соседа — а нас в группе этой было человек пятнадцать, — и требовалось перешагнуть через жердь, лежащую на определенной высоте».

Помог выдержать все испытания тренинг со специалистами из Галлодетского университета в США, в городе Вашингтоне, по программе «Дискавери» — там разрабатывают обучающие программы для людей с ограниченными возможностями.

— Нашими инструкторами выступили глухонемые американцы, — делится впечатлениями Тарамженина. — Пообщаться с ними — все равно что заново на свет родиться. У меня сложилось ощущение, что эти люди, вроде обделенные судьбой, но не­обычайно богатые душевно, нам сочувствуют. Ведь это нас, не их, одолевают страсти, страхи...

Как Татьяна заворачивала безбилетников

106 российских волонтеров в итоге пробились на Игры-2012 — 80 человек на Олимпиаду и 26 — на Паралимпиаду. Татьяна Тарамженина дежурила преимущественно в Олимпийском парке Стратфорда.

— Состав наш тасовали постоянно, чтобы мы перезнакомились, сплотились. Да и невозможно часами стоять на одной точке.

Татьяна в Лондоне трудилась с 20 июля по 14 августа. 10 рабочих дней за три недели, с двух дня по Гринвичу и до одиннадцати вечера. Сканировала билеты, проверяла аккредитации и зоны допуска, раздавала информационные буклеты или сувениры — пластиковые пончо и фломастеры, регулировала движение болельщиков, которые потоками ломились в Олимпийский парк Стратфорда... Татьяна отработала практически на всех волонтерских участках и узнала, как конкретно нужно этим заниматься.

— Сперва я стояла на проверке аккредитаций — по нескольку часов. А потом заметила, что англичане делают это, сидя на стуле. Волонтерам же кресел не давали. Так британцы притащили стулья — кто-то из столовой, а кто-то даже из своих квартир, — смеется Тарамженина. — Этот опыт нужно учесть в Сочи: чтобы люди меньше уставали.

На дежурствах обошлось без происшествий — пьяных отсекали полицейские еще на подходе к аренам. Но трижды сканер ее выдавал — билет использован. А то и вовсе липовый. Пришлось проявить питерскую твердость.

А вот кормежка волонтеров в Лондоне по вкусу не пришлась. Хотя питание предоставлялось бесплатно (по талонам) и обедали они в столовой. Здесь Татьяна Тарамженина готова разделить негодование питерской легкоатлетки Натальи Антюх, которая лишь только «на флажке» Олимпиады в азиатском секторе «столовки» отыскала худо-бедно съедобную курицу.

— Было «размытое» картофельное пюре с вкраплениями серой массы, отдаленно напоминавшей перемолотую копченую рыбку. Помню, попросила положить в тарелку ложечку брокколи на гарнир — не дали: дескать, предназначено для другой смены волонтеров.

Виндзорский дворец — одно из немногих мест в Лондоне, где Татьяна Тарамженина побывала в свободное от волонтерства время

Как Татьяна с индусом браталась

Радостных встреч случилось много. Вот одна история.

— Забавно получилось. Приехал в Олимпийский парк наш волонтер и выпалил: мол, представляете, в вагоне метро напротив меня сидел «доброволец» из Индии со значком «Сочи-2014». А я ответила: так это я ему, сердешному, вчера этот значок вручила. Кто-то из российской волонтерской сборной даже на стадионе пожал руку датской кронпринцессе. Но не ее соседка по гостиничному номеру — поскольку в секторах для випов стояли волонтеры только молодые, привлекательные. Это была установка британского оргкомитета.

...Но ярчайшее, пожалуй, впечатление от Олимпиады — день рождения, который Тарамженина отпраздновала в Лондоне. Уникальный, добавляет она, день рождения — в компании 80 волонтеров, с которыми Татьяна Васильевна буквально сроднилась на тренингах.

— 20 июля, когда мы улетали, я держала речь в аэропорту Шереметьево. А 23 июля мне исполнился 71 год. Приятные моменты начались с самого утра: цветы, подарки, поздравления. Да, было очень трогательно... Понимаете, что меня больше всего радует: не отвергает меня молодежь.

О будущем

Впереди у Татьяны Васильевны — зимняя Олимпиада в Сочи. До этого, в 2013 году, — Всемирная универсиада в Казани.

— Я уже жду не дождусь конца осени, когда начнутся мои любимые горные лыжи. Хочу увидеть обожаемую Красную Поляну, где буду работать на очередных тестовых стартах. Весь приобретенный опыт надо использовать на сочинской Олимпиаде. Не зря нас в Лондон посылали.

 

Фото из архива Татьяны Тарамжениной
↑ Наверх