Татьяна Юрьева: Искусство не должно быть сковано никакими рамками. А вот этика должна соблюдаться
Корреспондент «Вечёрки» побывал в лофте «Риццорди» на открытии Балтийской биеннале, где в очередной раз пытался постичь тайны современного искусства
Тени, отбрасываемые пятиметровыми пингвинами, склонившимися надо мной, стекали по стенам и потолку старой солодовни, наводя ужас. Хищные морды этих переростков не сулили ничего хорошего: маски-то сброшены, вот, кстати, и одна из них лежит на песке — метра три длиной, словно сошедшая с полотна Сальвадора Дали. Побег невозможен: за спиной притаился человек в фанерном ящике, нараспев, доводя до истерики, повторяющий одну лишь фразу: «Дайте же кто-нибудь полотенце!»
В данном случае приз лучше не выбирать: крикливое содержимое ящика
вам не очень понравится
Нет, не подумайте, ваш автор не сошел с ума, он просто посетил открытие биеннале «Архипелаг Балтия».
Пленник перформанса
Вырвавшись из ласт монструозных пингвинов, я отправился бродить по лофту, не забывая щелкать фотоаппаратом. Но парень из фанерного ящика меня заметил и заголосил вновь:
— Стой! Мимо не проходи! Я тут перед вами абсолютно голый! Да, голый, а что?! Мне голым нельзя быть?! — Этот монолог мог продолжаться бесконечно, если его «не переключить».
— А тебе там не холодно? — поинтересовался я.
И видимо зря: включилась «пластинка», которую мы уже слышали, «про полотенце»:
— Есть тут фанерка, на полу положена… Люди! Имейте совесть! Дайте кто-нибудь полотенце! Согрейте меня-я-я!
Проходившая мимо женщина отозвала жестом меня в сторону и тихо, так, чтобы ни пленник ящика, ни кто-либо другой не слышал, поинтересовалась:
— А он что, правда, голый? Не врет?
— Точно не врет! — Улыбнулся я и продемонстрировал кадр, сделанный чуть ранее сквозь одно из смотровых отверстий ящика, пока товарищ-художник почивал, откушавши «красненького».
— Срам-то какой! — ахнула женщина. — И что, это нормально?
— Современное искусство — оно порой такое! — пожал плечами я, цитируя один из собственных материалов, в котором уже пытался разобраться в явлении «перформанса».
Человек, кот и мышь. А в головах у них творится такое, что в глаза лучше не заглядывать
«Дайте этому миру время»
Нет, на самом деле, при посещении этих выставок необходим проводник-переводчик, понимающий язык современного искусства. Найти такого проводника бывает крайне сложно, но мне повезло: моим собеседником стала куратор проекта, создатель Центра искусств имени С. П. Дягилева и профессор СПбГУ Татьяна Юрьева.
— Эта выставка в первую очередь призвана «дать дорогу» молодым авторам, тем самым, которые вечно жалуются, что их не выставляют. Мы им дали дорогу, и вот они уже здесь! — объясняет одну из основополагающих идей проекта Татьяна.
— Почему же так важно давать дорогу молодым?
— Если этого не делать, то между нами прервется связь, и умные, талантливые ребята окажутся на демонстрациях машущими флагами за чужие идеи. Я считаю, что имеет смысл демонстрировать лишь свои достижения! Транспаранты и голубые шарфы — это, простите, бессмысленное пустозвонство. Поэтому очень хочу предостеречь молодежь в первую очередь и общество в целом от агрессии и ненависти — это не то, на чем должна базироваться история государства: это приводит к печальным последствиям.
— Думаете, у нас сейчас есть поводы для беспокойства?
— Боюсь, что да. Я в упор не вижу ребят, которые придут нам на смену, не вижу тех, на кого мы будим опираться в старости и кому передадим ключи от Эрмитажа. Поэтому сейчас, пока не поздно, нам необходимо срастись с ними, и пусть это будет сфера нового искусства, именно здесь они смогут в чем-то продолжить наши традиции, а в чем-то изменить их на свой лад.
— А искусство должно как-то на политику реагировать?
— Это уже внутреннее решение художника. Можно сказать одно: увлекаться искусству политикой не стоит, это просто вредно для душевного здоровья.
— Вообще, сейчас о молодежи много говорят, и, как правило, ругают: она у нас и такая, и сякая…
— Не говорят, а наговаривают. И занимаются этим в основном сами политики и псевдополитики, те, что на митингах орут. Я преподаю уже, подумать страшно, сколько лет и могу заявить со всей ответственностью: изначально ребята у нас все хорошие, главное, чтобы им мозги не успевали запудрить! Плохой молодежи не бывает, бывают плохие взрослые, которые ее понять не могут или не хотят. Чтобы вырастить молодого человека адекватным гражданином, его нужно уважать: нельзя допускать пренебрежения, нельзя затыкать рот и не давать высказываться. Если нарушать эти простые правила — то и до гибели государства недалеко!
Брызги, но не шампанского
— Кстати, относительно высказываний. Насколько современное искусство должно быть свободно в высказываниях: допустима ли нецензурность в тех или иных ее проявлениях?
— Искусство не должно быть сковано никакими рамками. А вот этика должна соблюдаться!
— Не так давно, известнейший режиссер Андрей Кончаловский высказал мысль об «эрозии мировой культуры», о том, что российская традиционная культура под угрозой…
— Я очень люблю Кончаловского, он человек невероятной эрудиции, притом настоящий западник. Поэтому такие идеи в его исполнении удивляют. Я с ним не соглашусь. Все дело в том, что нужно понимать разницу между всем миром, который свободно развивался и творил, и Россией, которая более-менее свободно стала выражать себя в искусстве с 1985 года! Мы находимся еще в стадии эксперимента, мы познаем себя. И, обратите внимание, что современное искусство в Европе не сожгло полотна XVI века и не закатало в асфальт парижские мостовые! Традиционное и современное могут сосуществовать, просто в нашей стране увлеченность современными формами — налицо, но это не значит, что дорога в Эрмитаж зарастет сорняком и Пушкина читать перестанут. Скоро все стабилизируется, просто дайте этому миру время.
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Блахнов Алексей
Метки: Про петербуржцев Выставки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов