Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 января 2025

«Царь благодарит маму и всех людей русских»

400-летие династии Романовых начали отмечать с выставки. Музей политической истории в особняке Кшесинской, в подсвеченной витрине - одинокий лист бумаги. Он символизирует целую эпоху - и в то же время является лишь частью длинной истории

Музей политической истории в особняке Матильды Кшесинской. Как войдешь - по лестнице вверх и сразу направо. Там в подсвеченной витрине - одинокий лист бумаги. Он символизирует целую эпоху - и в то же время является лишь частью длинной истории.


Так вы говорите, царь и великий князь...

На листе начертано прихотливым шрифтом, на церковно-славянском языке, нечто, вызывающее в памяти у детей нынешнего века разве что сцену из “Ивана Васильевича”: “Божией милостью мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси самодержец, пожаловал курмышенина Богдана Васильева сына Шипилова за его к нам и ко всему московскому государству прямую службу...”

Это я не то что с листа так ловко читаю, просто рядом выставлен перевод. И пояснение: сей лист - “жалованная грамота на земли” 1619 г. от царя Михаила Федоровича Романова нижегородскому боярину Богдану Васильевичу Шипилову. За верность трону и храбрость в боях с «польскими и немецкими людьми»...

Ладно, признаемся. Как ни жаль, это копия - рукописный список начала XIX века. 30 января этой выставкой одного экспоната было положено начало проекту “Вокруг трона”, посвященного династии Романовых. Всего за этот год в музее покажут 14 предметов, связанных с царской фамилией.

А с другой стороны, может быть, и хорошо, что копия. Именно это связывает грамоту и с XIX веком, и даже с новейшей историей.

Красивое слово “крепкостоятельство”

Об этом рассказала главный хранитель музея и куратор выставки Светлана Ходаковская:
- Реставраторы нам очень помогли с экспертизой бумаги. Теперь мы знаем наверняка, что это ценная бумага “верже” с водяными знаками, конца XVIII - начала XIX века. Как раз в то время, с 1829 по 1834 г., Академия наук создавала археографическую экспедицию для поиска исторических документов. Пять лет экспедиция ездила по монастырям, по частным собраниям и делала списки с бумаг. Позже были созданы комиссии, которые занимались изданием подготовленных материалов. В одной из этих комиссий работал историк и филолог Всеволод Измайлович Срезневский. А в 1919 году он стал одним из создателей Музея революции, правопреемником которого является наш музей. И он передал нам этот документ на хранение.

Тем не менее, сам документ - достаточно точная копия той “Жалованной грамоты”. О его содержании мне подробней поведала Елена Андрианова, хранитель музейных фондов и соавтор выставки:
- Грамоту мы неделю расшифровывали. Сама она - замечательная, ее надо читать и наслаждаться. Она принадлежит к легендарным временам - и, тем не менее, тесно связана с нашим музеем. После великой смуты, после всех иноземцев и самозванцев трон был пуст. И здесь очень важна была политическая воля. И понимаете, почему-то мы обретаем эту волю, только когда доходим до последней черты. “Пока гром не грянет” - такая у нас национальная идея на все времена. Выбрана была новая династия в лице первого ее представителя - Михаила Романова. Выбрали его всей землей русской! И в грамоте есть об этом красивые слова - “крепкостоятельство”. О том, что польский королевич боярина Шепилова прелестью прельщал - а тот не поддался. И за это Михаил Федорович его ценит. Как и за то, что помог при осаде Москвы: “Сам пришел и других позвал”. Царь там благодарит и свою маму, и всех людей русских...

- А где находится оригинал грамоты?
- Документ скопировали в одном из нижегородских монастырей. Где оригинал сейчас, мне неизвестно... Сами понимаете, какие исторические бури затем последовали. Но монастыри очень бережно хранили свои архивы. Стоило бы, конечно, его найти. Для нас же именно этот документ уникален с политической точки зрения. Мы - музей молодой, смешно было бы ожидать у нас бумаги XVII века, хотя кое-что и есть. Большинство наших материалов относятся к последнему из Романовых - к Николаю II и его семье. Но все времена связаны. Куда ни посмотришь - повсюду есть такие узелочки. Пусть это не оригинальный документ того времени, писаный рукой писарчука Михаила Романова. Для нас важней дать увидеть его в исторической перспективе и рассказать о том, как он попал к нам.

Звенья одной цепи

- Название проекта “Вокруг трона” родилось не случайно. Во-первых, мы показываем здесь не только царей, но и великих князей, членов семьи, окружавших трон. Во-вторых, мы расскажем о восстаниях, митингах, покушениях, революциях, происходивших вокруг трона, - рассказывает Светлана Ходаковская. - Сроки поджимают: мы уже должны готовить следующий объект. За этот год будут представлены уникальные экспонаты из наших фондов. Многие из них публика увидит впервые. Тут будут и переписка Екатерины II с Вольтером, и указ Павла I о создании Дворянского банка, и план размещения участников коронования императора Николая I в Успенском соборе Московского кремля, книга записей результатов охоты великого князя Николая Николаевича-младшего, впервые экспонируемый альбом «Народный праздник на Ходынском поле», материалы о праздновании 300-летия дома Романовых в 1913 году...

Что же, мы будем следить за новыми выставками этого цикла. Ведь все эти экспонаты - звенья одной цепи. В том числе благодаря им Россия стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

 

↑ Наверх