Царские врата: триумф русских мастеров
Вчера шедевр окончательно вернулся в Спас-на-Крови
В ЧЕТЫРЕ ЧАСА ДНЯ минувшего вторника строительные леса откатили в сторону, и было сдернуто полотнище, скрывавшее шедевр от любопытных взглядов присутствующих. Потрясающая воздушность, легкость этого шедевра завораживает, воодушевляет!
Работая над вратами, мастера вернули все до грамма — это ведь не реконструкция, не реставрация, это именно воссоздание с нуля.
Оказавшись свидетелем столь знаменательного для нашего города события, «Вечерний Петербург» пообщался не только с директором музейного комплекса Николаем Буровым, но и с командой мастеров, чьими руками было сотворено это чудо.
Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай БУРОВ:
— Мы, музейщики, на протяжении долгих лет мечтали о возвращении царских врат: пятнадцать лет ждали, чтобы начать процесс их возрождения, восемь лет воскрешали из небытия. И вот сегодня эти годы ожидания и работы заканчиваются. Восемь лет — это серьезный период в жизни музея, что уж говорить о человеческой жизни. Завтра (14 марта), когда будет твориться чин освящения врат, двери храма будут открыты для всех желающих.
Лариса СОЛОМНИКОВА, художник-эмальер:
— Всему предшествовала научная работа, затем была создана проектная часть, то есть сам технический проект, который прошел экспертизу в КГИОП, сопровожденный комментариями Эрмитажа, Русского музея, специалистов по золоту, серебру, эмали... Очередной этап начинался лишь после многочисленных утверждений предыдущего и разрешений на последующий... Зато мы теперь являемся обладателями самой выдающейся монументальной работы по эмали в мире!
Светлана КОЧЕТОВА, художник-архитектор:
— Я, собственно, нарисовала врата по фотографии. Мало того что она была черно-белая, так еще и очень маленькая, но зато — отличного качества. Ее удалось увеличить до достаточных размеров, чтобы разобрать детали. Представьте себе, ведь мы начали работу еще до появления персональных компьютеров!
Виктор НИКОЛЬСКИЙ, специалист по металлу:
— Нами была применена технология литья, материал — серебро 925-й пробы, вес конструкции — 150 кг. Очень долго велась работа по изучению того, «как это было сделано». Опираясь на инженерно-архитектурный проект, мы приступили к производству: детали отливались в Мухинском училище. Особенность всей этой работы в том, что серебряные элементы таких размеров уже давно никто не отливал! В современности примеры подобных работ по металлу вообще отсутствуют!
От себя добавим, что у мастеров подчас на сборку одного крупного элемента уходило пять-шесть дней, и часто приходилось разбирать получившееся,
начиная все заново. После примерочной сборки в мастерской декор врат собирался уже в храме на протяжении двух месяцев. Глядя, как царские врата празднично заблистали в лучах весеннего солнца, ваш корреспондент преисполнился гордости за свою страну, за то, какие в ней живут люди и какими талантами они наделены.