Царские врата возвращаются
На воссоздание святыни у специалистов ушло восемь лет
Завтра, 14 марта, в день памяти трагической смерти императора Александра II в храме Спаса-на-Крови свое законное место займут царские врата. Тогда же состоятся богослужение, которое возглавит ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, и чин освящения воссозданных царских врат.
Одна из ключевых фигур, принимавших участие в процессе возрождения реликвии, — Лариса Соломникова, художник-эмальер, выпускница Академии художеств. Корреспондент «Вечёрки» встретился с ней накануне выполнения финальных работ по монтажу царских врат и задал несколько вопросов относительно проделанной работы.
— Сейчас, говоря о царских вратах, СМИ регулярно повторяют словосочетание «утраченные технологии». Что же это значит? В чем заключались основные трудности воссоздания реликвии?
— Во-первых, это крайне малое количество информации об их первозданном облике, — рассказывает Лариса. — во-вторых — отсутствие современного опыта нанесения эмали на рельеф, и в-третьих — подбор подходящей аутентичной палитры. В настоящее время эмаль — как правило, свободная композиция. В нашей же ситуации необходимо было рассчитать высоту рельефа, толщину эмали, подобрать цвет в соотношении с интерьерами храма. Только одно создание палитры для красок отняло уйму времени — мы собирали ее буквально по всему миру! Было множество пробников, но они отметались один за одним — первые из них были прозрачными, но они не смотрелись, казались темными: обычно на работу, допустим размером 20 на 30 см, зритель смотрит с расстояния в метр. Здесь же огромное «полотно» — четыре метра в высоту, и подобрать для него краски, которые «играли» бы в пространстве храма, очень и очень сложно. Ведь мы же не подбираем элементы мозаичного панно, где по одному элементу можно восстановить цвет его «соседа». В итоге мы ориентировались на палитру рельефа на куполе храма, на цвет алтаря — их цветовая гамма была нашим ориентиром. И это далеко не все проблемы, которые приходилось решать: от подбора температурных характеристик краски для обработки в печи до неудобства работы в мастерской с высотой потолка в 3,5 метра, где врата приходилось располагать на полу. Мы многое преодолели и теперь ждем момента, когда горожане увидят результат нашей работы.
Это уникальное ювелирное произведение было утрачено в 1920-х годах ХХ века. Над его воссозданием в наши дни специалисты трудились долгих восемь лет, имея в своем распоряжении лишь черно-белую фотографию 1907 года и цветную литографию «Освящение алтаря», запечатлевшие прежний облик царских врат. В результате сложнейшей работы царские врата были отреставрированы — получилось ювелирное изделие высотой 3 метра, весом 600 килограммов.